Расходы региональных бюджетов.




 

 

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому, что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно-обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам.

Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до80%.

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации и т.п. Различны и расходы бюджетов регионов на содержание социальных объектов, имеющих межрегиональное значение.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жековскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Структура расходов бюджета Тверской области по основным направлениям:

 

Тыс. руб.

Статьи расходов 1996 год 1997 год 1998 год
1. Государственное управление 23 425 63 685 57 642
2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 53 346 53 284 71 920
3. Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу   1 432  
Народное хозяйство      
4. Промышленность, энергетика и строительство 18 340 7 046 11 903
5. Сельское хозяйство 214 119 163 049 77 197
6. Охрана окружающей среды и природных ресурсов      
7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 48 323 19 000 49 818
8. Развитие рыночной инфраструктуры 1 500 1 000  
9. Жилищно-коммунальное хозяйство 72 727 174 618 87 966
ИТОГО по народному хозяйству 355 654 365 313 228 049
10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствия их бедствий 6 168 4 784 5 020
Социально – культурная сфера      
11. Образование 51 390 61 675 71 267
12. Культура и искусство 34 038 31 454 33 490
13. Средства массовой информации 3 976 4 832 5 588
14. Здравоохранение и физическая культура 144 017 151 530 196 523
15. Социальная политика 80 842 54 037 67 476
ИТОГО на социально – культурную сферу 314 263 303 528 374 344
16. Прочие расходы 56 123 115 280 187 932
17. Расходы на строительство объектов Администрации области 80 000 54 400 52 000
18. Средства, подлежащие передаче в нижестоящие бюджеты (дотации) 246 962 209 091 159 448
Всего расходов: 1 136 621 1 171 097 1 137 715

 

В составе структуры расходов преобладают расходы на правоохранительную деятельность (6 %), народное хозяйство (20 %), здравоохранение (17 %) и образование (6 %).

В связи с тем, что Тверская область является аграрной, большая доля средств направлялась на финансирование сельскохозяйственных отраслей. В 1998 году из – за недостатка средств в бюджете финансирование народного хозяйства резко сократилось (рис.2).

 

Рис. 2. Изменение расходов на народное хозяйство

 

 

Заключение

 

 

Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета Российской Федерации существенно изменяется. Перестраиваются структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты.

Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

· закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;

· отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

· определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта, 26 марта 1998 г.);

 

2. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год» (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа, 28 ноября, 17 декабря 1996 г., 8 января, 26 февраля, 20 марта 1997 г.);

 

3. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» (с изм. и доп. от 14 июля, 26 и 30 декабря 1997 г., 9 января 1998 г.);

 

4. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» (с изм. и доп. от 16, 21, 23, 31 июля 1998 г.);

 

5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

 

6. Закон Тверской области от 23.11.1995 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1996 год»;

 

7. Закон Тверской области от 26.12.1996 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1997 год»;

 

8. Закон Тверской области от 27.11.1997 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1998 год»;

 

9. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л. А. Дробозиной. – Москва: Финансы, ЮНИТИ,1997;

 

10.Финансы и кредит/ под ред. А. Ю. Казака. – Екатеринбург: МП «ПИПП»,1994;

 

11.Экономика/ под ред. А. С. Булатова. – Москва: Изд. БЕК,1997.


S Данные приведены из федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: