Разъяснения Отдела религиозного образования и катехизации относительно Стандарта православного компонента общего




Во-первых, в очередной раз вынуждены остановиться на доводе об отделении Церкви от школы, на который ссылаются в статье. Действующее законодательство, включая Конституцию Российской Федерации, не содержит принципа отделения школы от Церкви. Проверить это положение совсем не сложно — Конституция РФ небольшой по объему и абсолютно доступный для восприятия даже непрофессионального юриста нормативный акт. Пресловутое отделение школы от Церкви, на что так любят ссылаться некоторые наши сограждане, было введено Декретом СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и осталось в истории принципом советского государства. Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит вышеназванного рудимента тоталитарной коммунистической идеологии.

Во-вторых, действующее законодательство предусматривает «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» — ст. 2 ФЗ РФ «Об образовании» № 3266-1. Закон РФ «Об образовании» предусматривает наличие как государственных и муниципальных, так и негосударственных общеобразовательных организаций, для которых светский характер образования не установлен.

Стандарт православного компонента общего образования (далее — Стандарт), вызвавший столько эмоций, «предназначен для общеобразовательных организаций, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви, а также для других, учрежденных иными юридическими и физическими лицами общеобразовательных организаций, выбирающих его как основу духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания» — ст. 3 Общих положений Стандарта. Из всего текста Стандарта абсолютно недвусмысленно следует, что он обязателен для православных школ, и может быть реализован также иными школами, в случае, если они сделают такой выбор и при соблюдении определенных условий.

Церковь не только не навязывает всем муниципальным, государственным и/или частным школам данный Стандарт, но как раз наоборот, связывает саму возможность его реализации для школы с условием получения ею конфессионального представления и включения ее в реестр православных образовательных организаций (реестр доступен на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации). При отсутствии у школы конфессионального представления (специальный документ утвержденной формы, выдаваемый Церковью), она не имеет права реализовывать программы вероучительных дисциплин (включая указанные в Стандарте), даже если делает такой выбор и имеет желание.(п. 2.3. Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви).

При разработке и принятии данных документов целью являлось: повышение качественного уровня религиозного образования в конфессиональных общеобразовательных школах, его систематизация, особенности реализации при переходе на ФГОС с учетом требований законодательства, контроль в этой части за «нашими» школами.

Обязательные предметы Стандарта являются обязательными, разумеется, только для конфессиональных школ (имеющих конфессиональное представление). А столь напугавшие всех латинские и древнегреческие языки обязательны даже не для всех конфессиональных школ, а только для «православных гимназий», т.е. школ с повышенным аккредитационным статусом и углубленным изучением ряда предметов гуманитарного цикла. (п. 18.4 Стандарта).

Все вышеназванные документы уже длительное время (с 2010 г.) размещены на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, любой желающий может с ними ознакомиться и убедиться в справедливости вышесказанного.

Поэтому никто не заставит Вас и/или Ваших детей получать религиозное образование, а также изучать древние языки, если Вы сами этого не захотите. Хотелось бы посоветовать нашим уважаемым родителям не быть легковерными и обязательно проверять информацию, размещаемую в СМИ, хотя это, возможно, и потребует определенных усилий.

Что касается профессиональных педагогов, принявших участие в обсуждении ложных заявлений СМИ, хотелось бы призвать их не вводить в заблуждение читателей. Трудно представить, что педагог не знаком с федеральными государственными стандартами начального, среднего общего, среднего (полного) общего образования и не знает, что они не содержат таких предметных областей и/или учебных предметов как основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение и т.д.

Стандарт православного компонента и основные пути его реализации в православных образовательных учреждениях

Концептуальной основой православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях является Стандарт православного компонента общего образования, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года. Стандарт предназначен также для любых общеобразовательных учреждений, реализующих программы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Введение Стандарта православного компонента обусловлено особенностями развития современной России, а также модернизацией российского образования. Стандарт призван удовлетворить запросы православных родителей в сфере образования, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание их в духе отечественных традиций является важнейшим компонентом образования и воспитания.

Цель внедрения Стандарта – формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

Главная задача Стандарта православного компонента – возрождение в системе общего образования нравственно-развивающего обучения и традиционного для России духовно-нравственного воспитания.

Стандарт разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии. Он опирается на более чем тысячелетнюю историко-культурную традицию православного образования и воспитания, лучшие отечественные педагогические традиции и воспитательные идеалы. В его основе - православный компонент гимназического обучения, сформулированный М.В. Ломоносовым, а также научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Внедрение и реализация Стандарта православного компонента на современном этапе развития образования призвано обеспечить:

- сохранение традиционных ценностей русского народа;

- консолидацию российского общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;

- национальное согласие;

- духовную безопасность, являющуюся основой безопасности личности, общества и государства.

Основополагающим принципом реализации Стандарта является принцип единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся.

Для православных образовательных учреждений введение Стандарта православного компонента означает новый этап развития православного образования, так как Стандарт направлен на упорядочение преподавания вероучительных дисциплин, повышение качества их преподавания и интеграцию учебной и воспитательной работы. Он призван обеспечить единство, целостность, непрерывность и преемственность православного образования, воспитание и развитие личности православного христианина в полноте ее бытия, осуществление учебной деятельности как дара Божия, для пользы семьи и государства.

Внедрение Стандарта православного компонента предполагает его обязательное включение в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, а также в систему дополнительного образования учащихся.

Стандарт определяет обязательные учебные предметы православного компонента. К ним относятся «Основы православной веры», «Православная культура», «Церковнославянский язык» и «Церковное пение». Для гимназий в качестве обязательных дополнительно вводятся «Греческий язык», «Латинский язык» и «Логика», а также рекомендуемые учебные модули: «Церковная история», «История Русской Православной Церкви», «Агиология», «Православное богослужение», «История церковного искусства», «Сравнительное богословие», «Нравственное богословие», «Основное богословие» и др.

Стандарт составлен по аналогии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования и включает в себя требования к результатам освоения православно-ориентированных курсов (личностным, предметным и метапредметным), к структуре православного компонента и к условиям реализации Стандарта. Данные требования составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на всех ступенях образования.

С 2012-2013 учебного года в Арзамасской православной гимназии осуществляется внедрение в учебно-воспитательный процесс Стандарта православного компонента.

Назовем основные пути реализации Стандарта в Арзамасской православной гимназии:

В 1-2 классах, осуществляющих обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, Стандарт православного компонента включен в Основную образовательную программу через постановку целей, задач и результатов обучения и находит отражение в рабочих программах учебных предметов, а именно: церковнославянский язык интегрирован в курс русского языка; основы православной веры интегрированы в курс литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии и математики; церковное пение - в музыку.

Таким образом, рабочие программы для 1-2 классов составляются педагогами гимназии на основе авторских рабочих программ, входящих в УМК «Перспектива», с внедрением Стандарта православного компонента.

В 3-4 классах содержание православно-ориентированных курсов (церковнославянский язык, основы православной веры, церковное пение) интегрируется в содержание образования в рамках допущенных 20 % и отражается в отборе дидактического материала, дополнении или частичной замене подходящих по содержанию тем. В сетку календарно-тематического планирования учебных предметов введена дополнительная графа – православный компонент.

В 5-8 классах содержание православно-ориентированных курсов (церковнославянский язык, основы православной веры, церковное пение, латинский язык), во-первых, также как в 3-4 классах интегрируется в содержание образования в рамках допущенных 20 %; во-вторых, изучается в рамках самостоятельных учебных курсов.

В связи с этим в учебный план в рамках компонента образовательного учреждения введены следующие православно-ориентированные предметы:

- основы православной веры – 5-8 классы;

- церковнославянский язык – 5-7 классы;

- церковное пение – 5-8 классы.

По данным курсам педагогами гимназии разработаны авторские (или модифицированные) программы, прошедшие экспертную оценку в Нижегородском институте развития образования.

В рамках дополнительного образования обучающихся происходит изучение следующих православно-ориентированных дисциплин:

- основы православной веры – с 1 по 4 классы;

- церковнославянский язык – с 1 по 4 классы;

- церковное пение - с 1 по 4 классы;

- введение в античную культуру и латинский язык – со 2-4 классы;

- греческий язык – с 8-9 классы;

- занимательная логика – с 5-9 классы.

С учетом специфики учебного заведения и на основании заявлений родителей обучающихся программы данных курсов в рамках кружковой работы осваивают все гимназисты.

Реализация Стандарта православного компонента в рамках вариативной части учебного плана, возможности дополнительного образования, а также организация жизни гимназии в соответствии с канонами Русской Православной Церкви позволят в процессе воспитания, образования и развития добиться высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, важнейшими их которых, на наш взгляд, являются укорененность в православных традициях, вере, любви к Богу и ближним, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, сформированность нравственного самосознания, усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь и благожелательность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: