Осыпает его цветами-подарками,




Формирование творческой личности в образовательном процессе

 


 

Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине.

Г. Воробьев

 

"Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения", - писал Томас Кун.

Образовательная парадигма - это совокупность взглядов на ребенка (ученика, воспитанника), определяющих направленность обучения и воспитания, содержание и стиль педагогического взаимодействия. В рамках традиционной образовательной парадигмы ребенок воспринимался как объект воспитательного воздействия, как сосуд для наполнения ЗУНами, школа - как «фабрика сделанных голов" (2, с.200), нужных и полезных обществу, общение учителя и учеников - как преимущественно ролевое, монологическое, оценочное. Бурный научно-технический прогресс обесценил ЗУНы в качестве образовательной цели: образование стало непрерывным, возросла роль самообразования, увеличился спрос на творческую личность, не воспроизводящую, а генерирующую новое знание. Возникла необходимость развивать личность, которая сможет постоянно обновлять фонд своих знаний, самосовершенствоваться во всех сферах жизни. К тому же в обществе, идущем по пути цивилизованного развития утилитарное отношение к человеку (как к носителю полезных обществу функций) сменяется ценностным, а, значит, и ребенок как развивающаяся личность с его уникальным внутренним миром, детской субкультурой должен быть принят и признан взрослыми.

В 1990 году в Москве состоялась международная конференция по проблеме гуманизации образования, на которой обсуждалось новое представление о цели образования: полное по возможности развитие творческого потенциала личности, соединение индивидуального бытия человека с культурой (4).

Новая ориентация потребовала преодоления манипулирования сознанием воспитанников, отхода от практики индоктринизации (навязывания стереотипов мышления) и очеловечивания образования. Последнее означает: природосообразность образования, уважение к личности, формирование ее самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между педагогами и воспитанниками, то есть замену учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия личностно-ориентированной

Соответственно цели и иной подход к определению содержания образования: содержание образования - не педагогически адаптированные основы наук, а педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Его компоненты:

1) знания о природе, технике, человеке;

2) опыт деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новый этап развития образования связывается с процессом осмысления единства всех кругов знания: науки, искусства, религии.

Культурологическая концепция образования не сводит его только к науке, а, значит, и человека не сужает только до человека рационального, логически мыслящего. Логика уравнивается в правах с интуицией. Поэтому предметы искусства становятся приоритетами в учебных заведениях любых профилей: без них не могут быть реализованы 3 и 4 компоненты содержания образования, не может быть сгармонизирована деятельность двух мозговых полушарий. Сегодня известно, что даже решение сугубо технической задачи есть результат сложной совместной деятельности левополушарной и правополушарной стратегий мышления. Более того, быстрота, легкость, оригинальность, нестандартность любых решений определяется именно уровнем развития эмоционально-образного, правополушарного мышления.

Содержание традиционного образования апеллирует прежде всего к левому полушарию. Незадействованное правополушарное мышление закрепощается. Особенно это опасно для учащихся начальных классов: естественный в этом возрасте спад креативности усугубляется форсированием развития левополушарных функций, что нарушает присущее младшим школьникам целостное, мифологическое восприятие мира. Поэтому сегодня делаются попытки создания "двуполушарных" учебников для начальной школы - таких, которые сообразны природе детского мышления: и текст, и картинки, и разъяснение, метафора. Одна и та же информация подается и открыто (текст), и на уровне образного подтекста. Из заданий убран императивный стиль (творчество и императив - не несовместимы), формулировки заданий предполагают свободу выбора (Соболева О.Л. Правил легче нет на свете// Психологическая газета.2000.№10)

Основным средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Два ее аспекта:

5) наращивание в СО знаний о человеке, человечности, выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах;

6) улучшение качества преподавания гуманитарных предметов (преодоление сциентистского подхода) и гуманизация преподавания негуманитарных предметов: через их содержание также можно формировать ценностные ориентации, творческую мотивацию (за любыми теориями - их творцы, драма идей).

На смену информационным технологиям приходят личностно-ориентированные; развивающие задатки способностей, раскрепощающие творческий потенциал. Пример такой технологии - технология педагогических мастерских (7).

Родина технологии - Франция, где в 20-е годы возникло движение ЖФЭН - французская группа нового образования (qroupe francais education nouvelle).У истоков движения стояли знаменитые психологи: А. Валлон, Ж.Пиаже и др. Основная идея - де-марш (Дема́рш (фр. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> démarche) - дипломатическое <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F> выступление правительства или дипломатических органов одного государства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> перед правительством другого государства. Демарш может содержать просьбу, протест, предостережение и т. п. и быть выражен в письменной или устной форме.

В бытовом смысле - выпад; неожиданный, резкий поступок. Примером политического демарша может служить проводившийся в разное время многими странами Бойкот Олимпийских игр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82>), движение в обход. Традиционно учитель оказывает прямое воздействие: учит, оценивает, сравнивает. Мастер работает наравне с детьми: не учит, не оценивает, не сравнивает. Он специально организует развивающее пространство, в котором нет давления на интеллект, но содержится все необходимое для движения ученика от личного опыта к самостоятельному открытию знания. Этот поиск мастер тщательно продумывает, опираясь на ряд принципов.

1.Все способны, все могут. Неудача же - явление временное, рефлексия по поводу которого открывает новые горизонты. Ж.Ж. Руссо писал: ”Мы не знаем, чем нам быть позволит наша природа, ни один из нас не измерил расстояние, которое может быть между одним человеком и другим”.

Если считать, что могут не все, то это значит - убить в себе учителя. Так врач умирает во враче, когда он начинает делить больных на тех, кого стоит лечить и кого не стоит.

.Учитель равен ученику

И в рамках традиционных технологий аксиоматично утверждение: учитель остается учителем, пока учится - повышает свою квалификацию, обновляет фонд профессиональных знаний. В понимании же педагогов ЖФЭН учитель равен ученику, потому что учится на каждом занятии: наравне с учениками работает и представляет свои работы. Согласно этому принципу мастер не реагирует на тех, кто “выпадает” из процесса: он ведь равен ученику и не может назидать, указывать, то есть общаться по вертикали, сверху вниз.

.Важен не результат, а процесс.

В сороковые годы прошлого века американские психологи В. Лоуэнфельд и Л. Менделович, исследовавшие детское изобразительное творчество, заявили: дети до 10-11 лет больше ориентированы на процесс, чем на результат.

Интересно, что умерший задолго до этого великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке (1875-1926) написал стихотворение, в котором предвосхитил выводы ученых.

Будь как ребенок,

который мчится по празднику жизни,

где каждое дуновение ветра

осыпает его цветами-подарками,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: