-Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построении строфы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.
Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальность стихотворения?
На черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок.
Я не влеку могучей силой
Очей твоих,
Но приманю я взор твой милый
На краткий миг.
И точка трепетного света
Моих очей –
Тебе печальная примета
Моих страстей.
Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.
Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.
Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?
…Не еду в город: «смесь одежд и лиц»
Так бестолкова! Лучше у камина
Засну – и черт мне кучу небылиц
Представит. Пусть прекрасная Алина
Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц
Потянется по небу паутина,
И буду вновь глядеть на небеса:
Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!
«Хандра»
Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.
Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?
Сны и тени,
Сновиденья,
В сумрак трепетно манящие,
Все ступени, Усыпленья
Легким роем преходящие …
«Сны и тени» 1859
Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.
Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.
-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму.) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметныйпоэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумнойпародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:
Звуки музыки и трели,
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?
(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастьяи расставанья.)
Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.
А в этой пародии автор Минаев сыграл на контрасте между биографией Фета (13 лет офицерской службы) и его творчеством:
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Вьющихся знамен...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!
Но сейчас этих авторов знает только узкий круг специалистов, а А. Фета - все.
IV.Подведение итогов - Какую роль играет красота в жизни человека?
- Вернёмся к стихотворению А.Фета «Целый мир от красоты…»
- Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?
-Убедили ли вас стихи Фета, что красота – это сочетание мгновенного и вечного?
-Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.
Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал;
И слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…
Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?
(Нет)
Фет удивительно современен. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту отчего края и благозвучность русского слова. Поэт учит нас замечать красоту каждого мгновения и ценить, понимая, что из мгновений рождается вечность.
Пленительные стихи Фета вечны, как «говор звёзд на небесах», как трели соловья, как робкое дыхание любви…
Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»
Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии.
Тест (в тетради исключительно ответы)
1. Кого Фет считал своим наставником в литературе?
А. М. Ю. Лермонтова;
Б. А. С. Пушкина; +
В. Ф. И. Тютчева.
2. Первое стихотворение А. Фета, положенное на музыку
А. "Шепот, робкое дыханье...";
Б. "Я пришел к тебе с приветом...";
В. "На заре ты ее не буди...". +
3. Как называется первый поэтический сборник А. Фета?
А. "Лирический пантеон"; +
Б. "Вечерние огни";
В. "Весна".
4. В чем видел А. Фет назначение поэзии?
А. воспевать прекрасное; +
Б. просвещать;
В. наставлять.
5. Почему А. Фет использует в своих стихах неправильные грамматические конструкции?
А. чтобы шокировать читателей;
Б. для привнесения новизны; +
В. по другой причине.
Творчеством А. Фета восхищались и его современники, восхищаемся и мы. Вот несколько примеров, подтверждающих это.
П. И. Чайковский
"Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."
Н. А. Некрасов
"Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет".
Ф. И. Тютчев посвятил А. Фету стихотворение:
А. А. Фету
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной...
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел -
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел...
апрель 1862 г.
V. Домашнее задание:
- выучить понравившееся стихотворение А. А. Фет наизусть. Видео переслать в личных сообщениях в ВК