Органы и службы стандартизации Российской Федерации




 

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше, осуществляет национальный орган по стандартизации — агенство Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет — принятие программы разработки национальных стандартов;

— утверждение национальных стандартов;

— учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

— введение в действие общероссийских классификаторов техникоэкономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Ростехрегулирования входят:

ü Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва);

ü Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Санкт-Петербург);

ü Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Ростов-на-Дону);

ü Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Нижний Новгород);

ü Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург);

ü Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск);

ü Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ. Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 ТК. Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ. Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК. В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ». В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Ростехрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций. Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации и (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации. В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации — «некоммерческому партнерству». В промышленно развитых странах — членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов — BSI; Немецкий институт стандартов — DIN; Французская ассоциация по стандартизации — AFNOR. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR — более 3 тыс., DIN — около 2 тыс. Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартизации», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам. Одним из составных элементов подобных договоров являются следующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку продукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.) Бюджет большинства национальных органов по стандартизации складывается из правительственных субсидий (например, во Франции — более 20% от требуемого объема, в Германии — 15%); различных статей доходов — членских взносов, реализации стандартов, организации платного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия). Кстати, последняя статья составляет примерно 30—40% бюджета национальных органов по стандартизации ведущих стран — членов международной организации по стандартизации (ИСО). В 13% стран — членов ИСО национальные организации по стандартизации находятся на полном самофинансировании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: