Род и число имён прилагательных (повторение)
Цель: Обобщить знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам, а в единственном числе по родам.
Ход урока
Организационный момент
- Проверим готовность к уроку.
- Прикройте глазки и мысленно скажите: «Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
- Откройте глазки, улыбнитесь одноклассникам. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом.
Актуализация знаний.
- А начнём наш урок с проверки домашнего задания (упр.130).
Проверка знания правила с. 77.
Минутка чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [б’] и [б].
– Запишите соединения с буквой «б».
Бродит в роще листопад
по кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
золотистым звоном.
Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «б».
Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ].
Сообщение темы урока.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его … («Имя прилагательное»).
– Мы повторяем наши знания об имени прилагательном.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
(Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» и «число»; будем определять род и число имен прилагательных.)
Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
|
Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?
(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)
– Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?
(Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.)
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.
|
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Работа с учебником
· Составление высказывания об имени прилагательном с опорой на схему и вопросы к ней (упр. 131).
· Составление словосочетаний путем согласования имен прилагательных, данных в скобках, с именами существительными. Запись словосочетаний, обозначение рода имен прилагательных (упр. 132).
Физкультминутка
Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.
· Преобразование словосочетаний «имя существительное + имя существительное с предлогом или без предлога» в словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Запись полученных словосочетаний. Определение числа и рода имен прилагательных (упр. 133).
· Нахождение в тексте имен прилагательных, связанных с именем существительным взгляд. Аргументированный выбор имен прилагательных, связанных с именем существительным взгляд и составляющих с ним словосочетание «имя прилагательное + имя существительное» (упр. 134).
|
· Доказательное определение букв-орфограмм, которые следует писать в словах на месте пропусков (упр. 135)
Итог урока. Рефлексия.
- Продолжите высказывания:
· Я узнал...
· Я повторил...
· Я запомнил...
- Как изменяются имена прилагательные в форме ед. ч?
- Определяется ли род имен прилагательных в форме множественного числа?
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты:
Зима снежная,
Мама нежная,
Плывёт корабль
В невиданную даль.
Домашнее задание. Упр. 136.