Притча. Странник, путешествуя по свету, попал в город Счастья. Все жители этого города были счастливы. Внимание странника привлекла башня на окраине города. Войдя в неё, странник увидел ребёнка, прикованного цепями и умирающего от голода. В шаге от него стоял стакан с водой и корка хлеба. Желание странника накормить ребёнка остановил «голос»: накормив этого ребёнка, ты обрекаешь всех жителей города на голод, болезни, несчастья. Что делать? Накормить или нет? Трудно представит себя на его месте. Ещё труднее принять решение
Проходит беседа по услышанной притче:
• О каких ценностях свободного общества идёт речь? (О независимости, он был свободен в принятии решения: принцип свободы)
В случае затруднения ставятся наводящие вопросы:
• Кто-нибудь указывал на то, что ему делать?
• Сколько в данной ситуации могло быть решений? (минимум два: у него был выбор)
• Решение принять было трудно, т.к. последствия любого из решений очень серьёзные. И странник понимал, что на него возлагается ответственность за принятое решение.
Учитель: Если есть слово «свобода», то рядом стоят слова «выбор» и «ответственность».
Задание № 4:Фотографии известных людей в сфере политики, спорта, культуры
1. Кто изображён на данном фото.
2. В чём ответственность этого человека (ответственность за себя, других, страну,
планету …; ответственность в каких сферах жизни: экономической, политической, духовной …).
3. Назовите конкретные примеры из его жизни, подтверждающие это.
4. Что происходит, если он не в полном объёме проявляет это качество.
1группа Эк. - А. Аршавин 2 группа П. – В.В. Путин
3 группа С. - Л.Рошаль 4 группа - И. Кобзон
Задание № 5: проверка домашнего задания: выступления (мнения философов) на тему: Что означает «абсолютная свобода»?
|
Задание группам: прослушайте выступление групп, что говорят философы о свободе.
Поддерживайте или не поддерживайте вы данную точку зрения, свой ответ аргументируйте.
Приложение № 1.
Учитель: Сегодня для нас имеет особое значение философское понимание слова «свобода», т.е. обобщённое, применимое ко всем сферам сразу, ко всему обществу в целом. В самом широком смысле «свобода» - значит отсутствие ограничений. Но возможно ли это? Чтобы рассмотреть этот вопрос, прослушаем учёную беседу 4-х философов, принадлежащих к разным философским направлениям.
Ø Выступления учащихся.
Учитель: Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».
Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей.
|
Итог: 1) подводят эксперты
Подводит жюри
Задание № 6: КТД. Д/З. Составить макет проявления черт свободного общества в современной России.
Прикрепление к листу рисунков по сферам.
Экономическая: свобода предпринимательства, частное предпринимательство, ценность инициативного работника…
Политическая: выборы и референдумы, митинги, демонстрации…
Духовная: религия, культура, молодёжная культура…
Социальная: пенсия, детство, материнство…
Ø Выступление одного представителя от группы.
Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом, не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.
Итог: 1) подводят эксперты
Подводит жюри
5. Закрепление. Тест. Приложение 2.
6. Рефлексия - составление синквейна.
7. Подведение итога урока. Выставление отметок.
Учитель благодарит учащихся за урок и завершает его цитатой
из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Приложение 1.
1 ФИЛОСОФ: Я считаю, что никакой свободы в жизни человека и общества нет и не может быть. Вся наша жизнь предопределена Богом, каждое событие, происходящее с нами, - это Божий промысел. Мы ничего не делаем по своей воле, а всё – в зависимости от предвиденья Божьего. Я называю это фатализмом и считаю, что это – единственно правильный взгляд на понятие «свобода». Всё, что происходит с нами и с обществом, происходит потому, что так задумано Богом. Изменить судьбу нельзя, всё предопределено Богом.
|
2 ФИЛОСОФ: А я считаю, что мир развивается по определённым законам. Кем они определены – Богом или Природой - я сейчас рассматривать не буду. Я хочу сказать, что человек, не познавший эти законы, но желая быть свободным, движется по жизни, словно слепой котёнок, становится жертвой тех или иных обстоятельств. И наоборот, если человеком познаны эти законы, он будет строить свою жизнь согласно им, следовательно, он будет иметь возможность выбора. Возможность выбирать тот или иной путь – это как раз и есть свобода. Например, человек отправился в горы. Незнание природных особенностей, незнание законов гор может быть не только опасным, но и привести человека к гибели. Знание же этих законов позволит человеку сделать правильный выбор маршрута, действий, поведения и т.д., сделать своё путешествие в горах безопасным. Незнающий природные законы скажет: «Я погибаю в горах потому, что так предопределил Бог, такова моя судьба»; человек, познавший законы, не будет кивать на судьбу, а найдёт возможность спасти свою жизнь. В этом и заключается свобода. Так же у человека всегда есть возможность выбирать между добром и злом, между правдой и ложью, между законопослушанием и противоправным поведением. Главное, чтобы человеком было познана окружающая его действительность и осознана необходимость поступать так, а не иначе. В этом и заключается свобода человека.
3 ФИЛОСОФ: Как-то уж очень непоследовательно вы говорите: познать законы! Следовать им! Какая уж тут свобода! Свобода заключается в том, чтобы быть независимым от законов природы и общества. Потому свободны животные и птицы, свободны люди, вырвавшиеся за пределы человеческого общества. Внутри же общества тоже можно быть свободным, но для этого необходимо презреть все ограничения и действовать согласно своим желаниям и целям. Иначе свобода не может быть достигнута. Свобода возможна лишь тогда, когда она абсолютна. Если же она ограничена какими-то условностями, то назвать это свободой нельзя.
4 ФИЛОСОФ
Одной из проблем, наиболее остро поставленной в творчестве, явилась проблема свободы. По мнению философа, именно свобода определяет смысл человеческой жизни.
Мыслитель убежден, что каждое отдельное состояние человека, взятое само по себе, есть обломок действительности, представляющий из себя более или менее высокий «мировой образ». Высота этого образа определяется тою степенью освобожденности, которая в нем обнаруживается.
Согласно концепции смысл человеческой жизни в свободе и самоосвобождении. Философ указывает на то, что этот смысл жизни не следует представлять себе как некое внешнее задание, или норму, или неосуществимый идеал. Свободу можно, действительно, рассматривать как идеал, но как уже реальный и все еще реализующийся идеал.
Приложение 2.
1 вариант.
1. Важнейшая ценность современной цивилизации
А) недвижимость Б) природные ресурсы В) свобода личности
2. Стремление к свободе проявлялось в
А)Древнем мире Б) В средние века В) во все периоды развития человечества
3. Возможна ли абсолютная свобода
А) нет Б) да В) при определенных условиях
4. Верны ли следующие утверждения:
А) Свободу можно рассматривать фактически как вседозволенность
Б) Свободное общество – одна из основных ценностей современного мира.
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б
5. Выражение «буриданов осел» означает
А) право выбора
Б) трудное положение при принятии решения
В) выход из сложного положения
2 вариант. 1. Автор высказывания «Свобода есть осознанная необходимость»
А) Буридан Б) Гегель В) Энгельс
2. Свобода
А) Невмешательство государства в жизнь граждан
Б) Состояние человека, когда он волен делать все, что ему хочется
В) Состояние человека, способного действовать на основе выбора
3. Оцените утверждения:
А) Человек не может быть абсолютно свободным
Б) Человек ограничен только нормами морали
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б
4.Выберите из предложенных утверждений верные:
А) Подлинно свободный человек сам выбирает только поступок, действие, а основания поступка, общие принципы действий диктует для него общество;
Б) Поступки, основания поступков, общие принципы своих действий, свои убеждения человек выбирает сам;
В) Формируя у себя чувство ответственности человек защищает себя от деиндивидуализации;
Г) Негативное отклонение от установленных социальных норм вызывает социальные санкции;
Д) затраты связанные с использованием зданий и сооружений.
5. Права и свободы личности закреплены в
А) Всеобщей декларации прав человека Б) Конвенции ООН В) Конституции РФ
3 вариант.
1. Оцените утверждения:
А) Человек не может быть абсолютно свободным
Б) Человек ограничен только нормами морали
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б
2. Верны ли следующие утверждения:
А) Свободу можно рассматривать фактически как вседозволенность
Б) Свободное общество – одна из основных ценностей современного мира.
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б
3.Выберите из предложенных утверждений верные:
А) Подлинно свободный человек сам выбирает только поступок, действие, а основания поступка, общие принципы действий диктует для него общество;
Б) Поступки, основания поступков, общие принципы своих действий, свои убеждения человек выбирает сам;
В) Формируя у себя чувство ответственности человек защищает себя от деиндивидуализации;
Г) Негативное отклонение от установленных социальных норм вызывает социальные санкции;
Д) затраты связанные с использованием зданий и сооружений
4. Важнейшая ценность современной цивилизации
А) недвижимость Б) природные ресурсы В) свобода личности
5. Стремление к свободе проявлялось в
А) Древнем мире Б) В средние века В) во все периоды развития человечества
4 вариант. 1. Возможна ли абсолютная свобода
А) нет Б) да В) при определенных условиях
2. Права и свободы личности закреплены в
А) Всеобщей декларации прав человека
Б) Конвенции ООН В) Конституции РФ
3. Выражение «буриданов осел» означает
А) право выбора
Б) трудное положение при принятии решения
В) выход из сложного положения
4. Оцените утверждения:
А) Человек не может быть абсолютно свободным
Б) Человек ограничен только нормами морали
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б
5. Верны ли следующие утверждения:
А) Свободу можно рассматривать фактически как вседозволенность
Б) Свободное общество – одна из основных ценностей современного мира.
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б