Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
2. Сообщение темы, целей урока
Учитель: Сегодня у нас урок – практикум.
- Что мы делаем на уроках - практикумах?
(Закрепляем изученный материал, выполняя различные задания: анализ текстов, выполнение тестовых заданий).
Задание:
Прежде, чем мы озвучим тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Флоренского, арестованного органами НКВД в 1933г. Ваша задача – выразить суть этого письма одним словом.
(Текст письма через проектор высвечивается на экран). Слайд 1.
«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни… Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали мы для своих детей. Иной раз представляю, как может всё измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия… Тогда мы будем пить её, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль, в новых условиях рождённую. Велико счастье тех, кто ею обладает.»
Учитель: О чём пишет автор письма? Выделите суть этого письма, одним словом. (СВОБОДА)
Итак, основным понятием сегодняшнего урока будет понятие «свобода ». Мы рассмотрим его в рамках темы «Свобода в деятельности человека».
Итогом нашей работы будет КТД «Проявление свободы в современной России».
3. Подготовительный этап.
Свобода проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, поэтому, сегодня мы будем работать в группах под соответствующими названиями (название групп). В каждой группе выбран руководитель:
1 группа: Эк. – Матусевич А.
2 группа: П. – Литвин Л.
3 группа: С. – Лежанко В.
4 группа: Д. – Шиманская В.
Эксперты на сегодняшнем уроке:__Панова Д.
Они будут оценивать организацию работы в группах, активность участников, кто больший вклад внёс в работу группы. Подводить итог после каждого выполненного задания.
Лист оценки работы группы
№ задания | Оценка работы группы | Активные учащиеся | Работа руководителя | Оценка итоговая |
Жюри: гости, которые получают листы – оценки (трёх балльная система) для оценивания работ групп.
4. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений
Учитель: Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения.
Задание № 1:Различные точки зрения понятия «свободы». Как понимали это великие люди.
1 группа: «Свободен тот, кто может не лгать» - Альберт Камю (французский писатель и философ, 1913 - 1960)
2 группа: «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Блёз Паскаль (французский математик, физик, литератор и философ, 1623 – 1662)
3 группа: «Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер (философ просветитель17 в., поэт, прозаик, публицист, сатирик, правозащитник, 1694 – 1778)
4 группа: «Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах (французский философ, 1723 – 1789).
Учитель: С чем вы согласны или не согласны? Аргументируйте свою точку зрения
Итог: 1) подводят эксперты
Подводит жюри
Итак, слово «Свобода» для вас понятно, значение свободы никем не оспаривается. Каждый человек вкладывает в понятие свободы свой собственный смысл, часто очень субъективный. Часто считают, что понятие свободы не предполагает никаких ограничений. Это ненаучный взгляд. Научный же анализ предполагает рассматривать свободу в контексте социальной и исторической действительности, объективной характеристики её пределов, познавательных возможностей.
Задание № 2:
Понятие «свобода» меняется в зависимости от того, применительно к какой сфере жизни общества оно рассматривается. Нам известно, что общество включает в себя 4 основные сферы.
Учитель: Постарайтесь назвать смысл проявления понятия «свобода» применительно к конкретной сфере общества и составить макета «Свободного общества».
Ø Учащиеся работают в группах, записывают на листах А4, прикрепляют на доску. Составление макета «Свободного общества».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ: свобода избирать правителей, свергать правителей, устанавливать законы, участвовать в выборах, в деятельности партий, свобода слова, возможность оказывать своё влияние на политическую жизнь общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ: свободное предпринимательство, свободные рыночные цены, право на свободный, т.е. не принудительный труд.
СОЦИАЛЬНАЯ: возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство
ДУХОВНАЯ: свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать.
Ø Составление макета. Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Прикрепляют свои высказывания к доске.
Итог: 1) подводят эксперты
Подводит жюри
Задание №3: