Туризм в современной России является многоаспектным социально-экономическим и культурным феноменом. Как показывает опыт, развитие туризма создает необходимые условия для повышения уровня мобильности и занятости населения страны, способствует стабильному экономическому росту региональных экономик, рациональному использованию объектов культурного и природного наследия. Все это вносит существенный вклад в обеспечение достойной жизни и свободного развития человека и гражданина, а также является одним из приоритетов устойчивого развития Российской Федерации как социального правового государства. Надежное существование и устойчивое развитие туризма возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении.
Еще в 1989 году Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму констатировала, что парламенты должны рассмотреть в свете выводов, сделанных на конференции, все юридические правила, касающиеся туризма, с целью их объединения (при одновременном устранении существующих пробелов) во всеобъемлющее законодательство, где были бы кодифицированы национальная политика и приоритеты в области туризма.
Законодательные новеллы последних лет в целом положительно повлияли на ситуацию в российском туризме:
*обеспечены финансовые гарантии защиты прав туристов (финансовое обеспечение ответственности туроператоров, фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма),
*определен механизм оказания туристам, находящимся за рубежом, экстренной помощи (осуществляется объединением туроператоров в сфере выездного туризма1 за счет резервного фонда),
* определен комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма (Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 г., Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)»),
|
*упрощены туристские формальности (введены 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории Российской Федерации для пассажиров иностранных круизных 1 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р и др.
Вместе с тем, российское законодательство о туристской деятельности нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, приведении его в соответствии с международно-правовыми нормами, правилами и стандартами, с учетом лучших национальных традиций правового регулирования.
. Задача курса «Правовое обеспечение туризма» состоит в том, чтобы представить будущим специалистам сферы туризма научно обоснованное, целостное и систематизированное изложение правовых основ становления, функционирования и развития туризма в нашей стране и в мире.
Под «туристским правом» предлагается понимать:
в системе права — комплексный правовой институт (подотрасль);
в системе законодательства — комплексную подотрасль российского законодательства — законодательство о туристской деятельности;
в системе научных исследований — совокупность учений, теорий, доктрин о правовом регулировании отношений в сфере туризма;
В предмет туристского права как комплексного правового института входят разнообразные общественные связи (отношения), которые складываются между:
1) туристом и субъектами туристской индустрии по поводу оказания туристу комплексных и индивидуальных услуг в сфере туризма (реализация туристского продукта, оказания услуг по размещению, перевозке, экскурсионному обслуживанию и др.);
|
2) двумя или более субъектами туристской индустрии по поводу подготовки и организации путешествия туриста (формирование и продвижение туристского продукта или организация индивидуальной услуги);
3) органами государства, его административно-территориальными образованиями, а также органами местного самоуправления, и субъектами туристской индустрии (их объединениями) по поводу публичной организации их предпринимательской или иной экономической деятельности;
4) туристом и государством по поводу реализации и защиты его прав и законных интересов в сфере туризма, обеспечения безопасности туризма, поддержки социального туризма.
Основное внимание будет уделено рассмотрению вопросов правовой регламентации экономических отношений в сфере туризма общественных меры поддержки социального туризма и др.
Следует отметить, что в некоторых иностранных правопорядках, а также в правовой доктрине для обозначения особенностей правового регулирования отношений в сфере туризма используются два термина — Tourism Law («Туристское право») и Travel Law («Право путешествий»).
«Туристское право» охватывает нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы организации и деятельности органов, осуществляющих публичное управление в сфере туризма, а также способы и методы государственного регулирования деятельности в сфере туризма. Эти вопросы, в частности, включают в себя:
|
1) структуру органов публичной власти, ответственных за развитие туризма, их сферу деятельности, задачи, функции и полномочия;
2) разделение полномочий в сфере туризма между органами публичной власти различных уровней,
3) определение приоритетных направлений развития туризма в государстве в виде стратегий, программ, планов;
4) финансовое обеспечение развития туризма;
5) порядок создания и функционирования некоммерческих организаций сферы туризма;
6) общая характеристика деятельности участников туристского рынка.
«Право путешествий» регулирует различные аспекты деятельности по оказанию услуг в области туризма и ее публичной организации, в том числе:
1) лицензирование деятельности туристических агентств, операторов и иных субъектов, осуществляющих туристскую деятельность;
2) надзор и контроль в сфере ведения гостиничного бизнеса;
3) надзор и контроль в области перевозок туристов и их размещения;
4) права и обязанности туристов при посещении той или иной дестинации;
5) безопасность и страхование жизни туристов;
6) ответственность участников туристической деятельности (в том числе и имущественная).
Учебный курс «Туристское право («Правовое обеспечение туризма»)» имеет междисциплинарный характер, поскольку входящие в его предмет вопросы являются объектом исследования и преподавания общетеоретических и отраслевых юридических и иных наук. Это теория государства и права, трудовое, гражданское, предпринимательское, конституционное, административное, экологическое право, международное публичное и частное право, право социального обеспечения и др.
К числу неюридических наук можно отнести менеджмент, социологию, рекреационную географию, экономику, государственное и муниципальное управление и др. Знание основополагающих категорий указанных наук и учебных дисциплин, особенно важно для понимания всех разделов курса.
Примечание: данная дисциплина рассчитана на 40 часов. По окончании курса - контрольная работа.
Задание: - Изучить лекцию.
- Завести для новой дисциплины тетрадь.