Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо




Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.Руссо положил начало новому направлению теоретической мысли - буржуазному радикализму. Во-первых, Руссо рассматривает ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора как “моральное и совокупное тело”, как понятие “общественный человек”, который приобретает свое единство, жизнь и волю.

Во-вторых, Руссо доказал, что люди на основе общественного договора сами стали продуктом государства, поскольку их мораль, их общечеловеческое бытие стали сопредельны с их гражданством.

По мере развития человеческого общества (от стада до разумного общества) между людьми начинают складываться общественные связи, идет разделение на богатых и бедных, на правящих и бесправных. Общественный договор, по мнению Руссо, возможен только между равными субъектами. И только в этом случае вся полнота власти принадлежит не правителю и государству, а народу.Республиканская политическая концепция Руссо оказала огромное влияние на дальнейшее развитие общественно-политической мысли и явилась идеологическим обоснованием Великой французской буржуазной революции.Политические идеалы Руссо противоречивы. Убежденный сторонник свободы, которому принадлежит известное восклицание: "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах", - в своем политическом трактате "Общественный договор" он конструирует модель политической ассоциации, которая гарантирует личности ее права и свободы. Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, которая формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в нераздельную часть коллективного Целого. Никто из граждан не может выразить своего частного интереса. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, считая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно заставить быть свободными.Законодательную власть Руссо характеризует как "сердце Государства". "Не законами живо Государство, – пишет он, – а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать".

Заключение:

Макиавелли - один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво

Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти

Джон Локк опирался на труд своих предшественников и современников. Трудно назвать какой-либо тезис Локка, который был бы оригинален. Особенно бросается в глаза почти полное совпадение всех принципиальных положений Локка с «Рассуждениями о Правительстве» Сунея, но Локк привел взгляды высказанные до него, в стройную систему, создал целостносную политическую теорию, и это сделало его классиком, через которого политики воспринимали и сейчас продолжают воспринимать идеи, творцом которых он не был. Его выдающееся место в истории политической мысли определяется и соответствием его платформы тем сдвигам, которые произошли в Англии в конце XVII в.

Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать – с точки зрения разума, справедливости и права – переход от естественного состояния в гражданское.Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.

 

 

Источники литературы:

 

1) Василик М.А. Политология. Учебник. М.: изд-во «Гардарики», 2004. – 588с.

2)Гаджиев К.С. Политология. Учебник. М.: изд-во «Логос», 2009 -486с.

3) Политология. Учебное пособие/ под редакцией В. И. Власова. Ростов-н/Д, 2011, - 384с.

4) Пугачев В.П. Введение в политологию. Учебник для вузов, изд-е., перераб. и доп. – М.,Аспект-Пресс, 2006,. – 477с.

5)Радугин АА. Политология. Учебное пособие. М. изд-во «Центр», 2010. – 332с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: