Методические указания к выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «Русский язык».




В ходе обучения по дисциплине «Русский язык» необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу. Задания составлены в 10 вариантах. Студент должен выполнить вариант, соответствующий последней цифре его личного дела.

 

Например, студенты, имеющие номера личных дел 05106, 4166, выполняют вариант № 6, студенты, имеющие номера личных дел 05100, 4100, 05020 – вариант

№ 10.

 

Работа выполняется в отдельной тетради с полями для замечаний рецензента. В контрольную работу записывать контрольные вопросы и условия задач, после вопроса должен следовать ответ на него, содержание ответов должно быть четким и кратким.

 

 

При наличии недочетов и ошибок следует выполнять все указания преподавателя, приведенные в рецензии на контрольную работу. Не зачтенная работа дорабатывается в той же тетради и сдается на проверку повторно.

 

В конце работы приводится список литературы, проставляется дата выполнения и подпись студента. Зачтенная контрольная работа предоставляется на зачет. К зачету не допускаются студенты, не выполнившие практические работы по предмету в рамках обязательной учебной программы.

 

 

I вариант

 

1. Перепишите. К выделенным словам подберите синонимы.

 

1) Слава Кутузова неразрывно соед..нена со славою России. 2) Благосл..ви, поэт!.. В т..ши парнасской сени я с трепетом скл..нил пред музами колени. 3) Я стал писать охотничьи рассказы, просл..вляющие радость жизни. 4) Гиацинты изл.вали в маленькой комнатке сильный запах. 5) Оч..рование сна ещё не рассеялось. 6) Мартьянов с..дел неподвижно, как изв..яние. 7) Спичка дог..рала, обж..гая пальцы Якова Лукича. 8) Бл..стели отл..кированные росой рельсы. 9) Аппарат мчался по к..сательной против вр..щения Земли. 10) Рощин на ск..ку соск..чил с с..дла. 11) Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага подн..мался р..стущий туман. 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень белыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. 13) По равнине быстро разл..валась тьма, погл..щая оч..ртания.

 

2. Перепишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные – двумя. В неопределенных и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

 

1) Маше чудился какой (то) ш..рох за дверью. 2) В гост..ной что (то) небольшое упало со стола и разбилось. 3) Ты не способен действовать из каких (либо) личных побуждений. 4) А ведь, пожалуй, (кое) (в) чём он был прав. 5) Дышать уже (не, ни) чем. 6) Больше говорить было (не, ни) (о) чем. 7) Торопиться было (не, ни) (к) чему. 8) Молчали, потому что (не, ни) чего было сказать друг другу. 9) Гость был (не, ни) кто другой, как наш Павел Иванович Чичиков. 10) Ноздрёв через (не, ни) сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни) в чём не бывало. 11) Я привык (не, ни) в чём не уступать от гражданских законов. 12) (Не, ни) чего не было в ней [Уленьке] ужасного. 13) (Не, ни) перед кем не побоялась бы обнаружить своих мыслей, и (не, ни) какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить.

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

 

1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмотреть что это за люди 2) Я не понимал для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей 3) Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе молчали и только смотрели на меня 4) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю 5) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача приподнимала то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась 6) Кое-где по моху и лопушкам болотным запах этот был очень силён но нельзя было решить в какую сторону он усиливался и ослабевал 7) Искатель женьшеня приютил меня покормил не спрашивая откуда я и зачем сюда пришёл 8) Весь простор будто затянут паутиной и не разберёшь где кончается море и начинается небо 9) Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди 10) Уля не сразу сообразила что произошло

II вариант

1. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

 

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его прив..дил меня в дрожь в..сторга. На меня как бл..готворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увл..кавшиеся поэзиею обязаны непосредственным вл..янием на наше эст..тическое образование. Читал лекцию Давыдов профессор русской литературы. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обр..щаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и самоё искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффективно отч..канил эту фразу очевидно заранее приг..товленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригл..сил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше насл..ждение видеть и слышать нашего кумира. Я не припомню всех подробностей сост..зания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса.

2. Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

 

I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. 3) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. 4) Зной (палить) и (пыхать). 5) Чуть (колыхаться) войлок юрты. 6) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 7) Озими (стлаться), ровно Дунай.

II. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не (хотеться). 7) Какие-то шаги (слышаться). 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться). 9) Солнце (резать) глаза. 10) (Махать) крыльями мельница. 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. 12) (Дремать) бор сосновый. 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). 14) (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. В сгущающихся сумерках (реять) снежинки.

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.

 

День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива ра..скрывавшаяся с в..звышения где стояли русские батареи защ..щавшие мост то вдруг затяг..валась кисейн..м занавесом косого дождя то вдруг расш..рялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами собором и мостом по обеим сторонам которого толпясь л..лись массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окруж..ный водами впадения Энса в Дунай виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинств..н..ю далью зел..ных вершин и голубеющими ущел..ями.

III вариант

1. Перепишите и объясните (устно), почему выбрано то или другое написание.

 

1) В сенях на полу лежал коврик; все двери зап..рались на замок. 2) Лучков никогда при других не упом..нал имени Кистера. 3) Маша, не раскрывая пялец, слегка прил..жилась к ним грудью и подп..рла голову руками. 4) Ярко и пышно зарделась з..ря. Перед берёзовой рощей расст..лался ровный и широкий луг. Маше вздумалось игратьв г..релки. 5) Она накл..нилась, подн..ла цветок. 6) Дней через пять Лучков сам предл..жил Кистеру съездить к Перекатову. 7) Присутствие Кистера облегчало её и распол..гало к весёлости, хотя не радовало её и не волновало: с ним Маша могла болтать по часам, оп..раясь на руку его. 8) Не оттого ли так неприятно пор..зило его [Кистера] признание Лучкова, что дело к..салось Маши? 9) Взгляды тихо разг..рались и быстро пог..сали. 10) «Вы желали меня видеть?..» — голос её зам..р. 11) Он [Лучков] покл..нился и вышел.

 

2. Перепишите, расставляя знаки препинания. На полях укажите, почему вы поставили тот или иной знак. Составьте схемы выделенных предложений.

 

(Сего) дня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя з..ря перел..валась особ..но яркими красками. (С) начал.. она была бледная (по) том стала (изумрудно) зелёной и (по) этому зелёному фону, как расходящиеся столбы, подн..лись из-за горизонта два (светло) жёлтых круга. Через (н..) сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по) том красным. Самое последнее явление заключалось (в ) том что (багрово) красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одноврем..но с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце, тем выше подн..мался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса сл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь… Вечером мы долго с..дели у огня. Утром мы встали р..но. (За) день ут..мились и (по) этому как только поужинали (тот) час легли спать. Предр..светный наш сон был какой (то) тяжёлый. Во всём тел.. ч..ствовалась истома и слабость движения были вялы.. (Не) хотя мы поели и (не) хотя поплыли дальше.

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при однородных и не однородных определениях.

 

I. 1) В старом загородном парке тихо… Медленно падает на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. 2) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. 3) Она [Маша] привезла из города новые иллюстрированные журналы. 4) Она хотела выйти он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу. 5) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы. 6) Перу старинной нет охоты марать летучие листы; другие хладные мечты, другие строгие заботы и в шуме света и в тиши тревожат сон моей души.

II. 1) Солнце ещё не поднялось из-за низкорослого корявого березняка, видневшегося поодаль, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и, мягко золотя восточный склон высотки, сверкали россыпью розовых искр в седой росистой траве… И только очень внимательный глаз мог различить в этом мирном пустынном спокойном пейзаже какое-то неясное движение.

IV вариант

1. Перепишите. Объясните правописание выделенных слов.

 

1) Она вставала только затем, чтобы в..леть подать к..кое-нибудь новое я..тво. 2) И ше..твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под у..ды мужичок. 3) Я пос..лал себе на диван и стал разд..ваться. 4) И человека человек послал к анчару вла..ным взглядом. 5) Здра..твуй, племя младое, незн..комое! 6) Всё безмол..вует, кроме ветра. 7) Рано чу..тва в нём остыли. 8) В области иску..тва, в творчестве сер..ца русский народ обн..ружил изумительную силу. 9) Когда в России появились театры, из неграмотных крепо..ных народ народ выдв..нул величайших театральных актёров. 10) Сборная команда школы уча..вовала в кроссе. 11) Победителей соревнований че..вовали все присутствующие. 12) Над детским домом ше..ствует коллектив металлургического завода. 13) Выпавший ночью снег покрывал широкое па..бище. 14) Над баштанами не чу..твовалось заботливого хозяйского глаза. 15) Утра луч из-за усталых бледных туч бл..снул над тихою столицей. 16) Под подписью «Масленников» был сделан уд..вительно иску..ный, большой и твёрдый росчерк. 17) Бабушка стала изредка прин..мать гостей, в особенности детей — наших свер..ников и свер..ниц.

 

2. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме.

 

1) Чуть брезжи..ся. Ни один листок не колыше..ся. 2) Надо скорей собира..ся рыбную ловлю. 3) Необходимо хорошо подготови..ся к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палатку: она может пригоди..ся в пути. Пригоди..ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добра..ся и поездом, и пароходом. Лучше всё-таки отправи..ся на пароходе: перед удас..ся ещё выкупа..ся. 5) Местность кругом нам очень нрави..ся, да разве может она не нрави..ся: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Ребята, ушедшие в поход, обещали верну..ся к вечеру, но они, вероятно, задержа..ся, не верну..ся вовремя. 7) Чувству..ся, что гроза надвигае..ся. Удас..ся ли им возврати..ся до дождя?

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. В прилагательных, в которых были пропущены буквы, и в страдательных причастиях прошедшего времени обозначьте суффиксы.

 

Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на большом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особ..ным выр..жением и губы грус..но улыбались. В комн..те тихо; только слышно его р..вномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорв..ные но искусно подкле..ные рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой была дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна изрез..ная, наша, другая нове..кая, собств..ная, употребля..мая им более для поощрения чем для линования, с другой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёрной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изрез..ные перочин..ми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ых но от долгого употребления залакиров..ных т..буретов. Последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриж..ная липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плет..ный ч..стокол; через ал..ею вид..н и луг.

V вариант

1. Прочитайте. Укажите неопределённую форму каждого глагола с пропущенными буквами и его спряжение. Перепишите и укажите спряжение глаголов.

 

I. 1) Билеты колхозникам на дом разнос..т ватага детей. 2) Блекн..т трава. Дремл..т хаты. 3) В лицо мне дыш..т свежая трава. 4) А во ржи дорога стел..тся. 5) И, глубокие, бездонные, так и пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 6) Понапрасну травушка измята в том саду, где зре..т виноград. 7) С молодыми гармонистами соловьи завод..т спор. 8) И ласточки крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 9) Он стоит и каждый кустик слыш..т, каждый камень вид..т впереди… Ничего особенного не пиш..т, только пиш..т: «Люба, обожди».

II. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т вдаль свой невод золотой — и скоро блеск померкн..т и убуд..т. 2) На Альпы к сумеркам нисход..т облака. 3) Целый день печ..т дорожки солнце. 4) Ветервдаль меня влеч..т, звонко песнь мою разнос..т. 5) За дверью у соседа стуч..т и капа..т с окон лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким блеском даль заж..тся.

 

2. Перепишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное написание.

 

I. Ист..ный любитель северной природы (на) всегда сохр..нит (не) изгладимые впеч..тления от дремучей реки Чуны. Правда, (не) увид..т он тут реж..щих глаз красок, но (на) долго запомн..тся ему (не) уловимые для (не) опытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины (н..) наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием р..стительности и богатством животного мира. (Н..) раз натолкнё(ш, шь)ся в пути на повал..ные деревья: это поработал (н..) кто иной, как бобр — диковинный зверь, (не) давний поселенец этих мест. Частенько встрети(ш, шь) здесь красавца лося, на глазах изумл..ного путеш..ственника переплывающего реку. Вылезши на берег и отр..хнувшись, спокойно смотрит на вас (не) пуг..ный зверь. (По) настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брош..ном в лодке, (не) устаёт он любова(т, ть)ся раскрывш..мся перед ним миром.

II. (Н..) чем (не) нарушаемой тишиной, (не) тронутостью природы пр..влекла меня Чуна, и отч..ливо возн..кают в памят.. провед..ные там дни. Я помню наш маленький домик, ноч..вки у костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на ш..пот ш..рох их вершин. Потрескивет огонь в очаге, слож..ном из камней, и (н..) что так (н..) приятно, как уха, слегка пахн..щая дымком.

 

3. Перепишите. Расставьте знаки препинания.

 

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библ..отека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно завести зн..комства. И указывали на семью Туркиных как на самую образов..ную и т..лантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктакли с благ..творительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выр..жение что нельзя было понять шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял... Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой т..лант.

VI вариант

1.Перепишите. Объясните (устно) написание слов, в которых были пропущены буквы.

 

I. 1) Дворники см..тали ветки можжевельника и елей в з..лёные кучи. 2) Уже с последней станции он чувствовал тайную тревогу, но тут просто см..тение овл..дело им. 3) М..тежники, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули начали св..стать около наших ушей. 4) На лугу кисейной занав..сью в..села мошка. 5) Ветер выл, ставни тр..слися и стучали. 6) В дыму гудело, тр..щало, с крыши свешивались, нал..ваясь, красные ленты, а стена уже превр..тилась в раск..лённую решётку. 7) Тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений. 8) происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впеч..тление и раздр..жило мои нервы. 9) Телегин с..дел у вагонного окошка, вдыхая густой зап..х сентября. 10) Всюду л..ниво текли ручьи, захл..бнувшаяся земля не могла больше погл..щать влагу. 11) Т..шина огл..силась звуками топоров и г..лосами людей. 12) Обвалы обн..жали склоны гор.

 

2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме 2-го лица единственного числа. Какие односоставные предложения при этом получились?

Что знач..т путешествие в чём заключа..тся работа и..следователей Полного ответа на этот вопрос дать нельзя. Многое завис..т от личности самого путеш..ственника от того насколько он подг..товлен к такого рода деятельности.

Накануне от..езда всегда много хлопот и забот. Надо ещё раз всё обдумать р..считать проверить. Целый день (бегать) по городу (являться) к начальству и (делать) последние распор..жения. Вечер уход..т на написание писем. Ночью не сп..ся. Никак не (мочь) пр..одолеть бе..покойных мыслей. На другой день чуть свет уже на ногах. Последние хлопоты на вокзале. (Ждать) когда раздас..ся звонок когда троне..ся поезд… Медленно двинулись вагоны. В эту минуту (ч..ствовать) как какая-то неимоверная тяжесть св..лилась с пле... Все б..спокойства остались позади и за работу (пр..ниматься) с уд..вольствием. Сам (уд..вляться) откуда берётся энергия.

 

3. Перепишите примеры, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении обозначьте грамматическую основу.

 

I. 1) Мы сдвигаем и горы и реки время сказок пришло наяву и по Волге свободной навеки корабли приплывают в Москву. 2) Умолкнет гром пройдут года мы постареем вдвое втрое и будет сложена тогда легенда-сказка о герое. 3) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было. 5) Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения. 6) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. 7) Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. 8) Лопахин наверное ещё пустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу.

 

VII вариант

1.Перепишите. Объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами.

 

1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. 3) Книжные полки зан..мают всю стену. 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. 5) Ящик зап..рается автоматически. 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. 8) Бл..стал солнечный знойный день. 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. 10) Давно все думы все желанья Гирей с моими соч..тал. 11) Он проверял сложение и выч..тание у Вани и нашёл две ошибки. 12) Я долго любовался расст..лавшейся перед моими глазами картиной. 13) С поля медленно подн..мается туман и матовой пеленой заст..лает всё доступное для глаза. 14) Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст..лил.

 

2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

 

Лес был полон жизни и её голоса заст..вляли друзей часто отанавл..ва(т, ть)ся. Солнце подн..малось и горячими бликами заж..гало верхушки сосен. Дрозды с..дели на макушках и топорща крыл..шки скорее декламир..вали, чем пели, свои флейтовые импровизации. Зяблик прыгал по дороге р..зыск..вал корм и одновременно р..сп..вал. Бесчисл..ное множество жуков и личинок пос..лилось в увядших соснах так что позднее дятлы слетелись за д..сятки километров и пир..вали целую зиму.

В это безвер..ное солнечное утро когда всё пело и рад..валось весне дятлы были не из последних. Они (не) умели петь и избыток энергии сил и радости выр..жали по-своему. Каждый р..зыск..вал суч..к стенку дупла или р..щеп обломанной вершины осв..щённой солнцем усаж..вался поудобнее твёрдо уп..рался ж..стким клювом многократно с пор..зительной быстротой ударял по сучку клювом и оглл..шал лес протяжным громк.. треском известн.. у натуралистов под именем «бараб..ной трели».

 

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

 

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении и вдруг перед нами открылась древняя речная терраса ни..ходящая в другую д..лину покрытую другой растительностью. 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. 3) Гр..мел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскид..валась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. 4) Заря разг..ралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитых сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. 7) Сердце учащённо билось. Вот она заветная мечта ставшая действительностью! Разорвано железное кольцо и он опять уже с новым оружием возвращался в строй и к жизни. 8) За горами зан..малась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной.

 

VIII вариант

1. Прочитайте. Укажите ударение в словах, в которых пропущены буквы е и о после шипящих и ц. Перепишите. Обозначьте те части слова, в которых есть буквы е и о после шипящих. Выделенные слова разберите по составу.

 

1) Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в который теч..т из пруда вода, накренился. 2) Свеж..е и ж..стче становился ветер. 3) Мы бр..саем в землю ж..лудь — выр..стает дуб. 4) В тайге ш..л точно ш..рох и т..инственный ш..пот. 5) Под ногой Кондратия хрус..нул суч..к. 6) Стучит караул..щик в свою трещ..тку. 7) Приш..л доктор, перев..зал мне ож..г. 8) В больш..м зале танц..вали мазурку. 9) Петербургский б..лет ра..пол..гал рядом замечательных танц..вщиц и танц..вщиков. Окна во флигиле были заг..рожены деревянною реш..ткою, двери зап..рались замками. 11) Уже около мес..ца жили мы на коч..вке. 12) Пл..тины на вод..хр..нилищах были почти доведены до про..ктной высоты. К..нал уже облиц..вывался каменными плитами. 13) Мальчишка был без шапки, с холщ..вой сумкой через плеч... 14) Он искал беседы людей с ж..лчным, озлобленным умом, с ожесточ..ным сердц..м. 15) Пунц..вая ленточка, словно пламень, св..талась в её волосах.

 

2. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

 

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ноч..щий обоз и на холме средь ж..лтой нивы чету беле..ющих берёз. 5) Русалка плыла по реке голубой озаря..ма полной луной. 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремл..щие воды. 7) После ч..рного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. 8) Добыва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади.

 

3. Перепишите, расставляя необходимые знаки препинания. На полях кратно поясните, почему поставили тот или другой знак.

 

Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из (за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад обл..ка пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увл..кая с земли пыль сухую траву и перья пон..мались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как должно быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую глаза не было видно н..чего кроме блеска молний.

IX вариант

 

1. Перепишите. Объясните правописание суффиксов причастий.

 

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породила. 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. 5) Внутри у меня всё дрожало от клокоч..щего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. 7) Вдруг среди молчания раздался реж..щий ухо голос Николая. 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь.

 

2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

 

Я вошёл в к..бину меня ус..дили в кресло бе..шумно захлопнули люк. Я остался наед..не с пр..борами осв..щёнными не дневным солнечным светом а иск..ственным. вот убрали железные фермы и наступила тишина. Взгляд мой ост..новился на часах. Стрелки п..казывали 9 часов 7 м..нут по московскому времени. Я услышал свист и всё нар..стающий гул почу..ствовал как гиган..кий к..рабль задр..жал сем своим корпусом и медленно очень медленно от..рвался от стартового устройства. Гул был не сильнее того который слышишь в к..бине ре..ктивного сам..лёта но в нём было множество новых музыкальных от..нков и т..мбров. могучие двигатели р..кеты созд..вали музыку будущего наверное ещё более в..лнующую и пр..красную чем вел..чайшие тв..рения прошлого. С Землёй я п..держивал (двух)стороннюю (ради..)связь и слышал голоса товарищей р..ботавших на (ради..)станциях настолько отч..тливо как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали нелёгкий т..рнистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 года первые (сем..)мильные шаги на зтом нелёгком пути.

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания.

 

За всю дорогу всю дорогу до самой ст..ницы Абинской Григорию запомнилось только одно бе..просветной тёмной ночью очнулся он от ре..кого пронизывающего (на) сквозь холода. Григорий услышал издавн.. знакомый согласный р..тмический перезвяк подогн..ного (казачий) сн..ряжения глухое и то (же) согласное чмоканье по гряз.. множества конских копыт. Прошло (не) больше двух сотен а топот всё ещё звучал по обчине дорог.. шёл вероятно полк. И вдруг впереди над пр..тихшей степью как птица взлетел мужественный груб..ватый голос запевалы Ой как на речке было братцы на Камышинке на славных степях, на саратовских…

Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших на пово..ках казаков утихли понукания и тас..чныйобоз двигался в глубок.. чутк.. молчании.. лишь стук колёс да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты когда запевала ст..рательно выводил печальные слова. Над чёрной степью жила и власт.вала одна старая пережившая века песня.

Песенники обогнав обоз уехали далеко. Но ещё долго в оч..ров..ном молчании.. двигался обоз и на повозках н.. слышалось н.. говора н.. окрика на уставших лошадей. И ещё как сквозь сон помнил Григорий очнулся он в старой комнат...

X вариант

1. Перепишите. Устно объясните правописание прилагательных, в которые вставили буквы.

 

I. 1) Быстро лечу я по рельсам чугу..ым, думаю думу свою. 2) Далеко видна жёлтая полоса песча..ого берега. 3) Ледя..ое дыхание ветра напоминало о том, что теперь январь и что мы находимся в море. 4) Дли..ые чистые сакли с плоскими земл..ыми крышами красными трубами были расположены по неровным каменистым буграм. 5) Пол почти во всех комнатах был глиня..ый. 6) Через минуту кибитка остановиласьперед деревя..ым домиком. 7) Время от времени мы откачивали воду берестя..ым ковшом. 8) Около ветр..ой мельницы босой белоголовый мальчик лет семи пас гусей.

II. 1) Над Гремячим Логом поднимались уже выше тополей розовые утре..ие туманы. 2) Вагон остановился. Теперь слышались, кроме грач..ых, человеческие голоса. 3) Волга была пусты..а. 4) Полотн..ый городок рос на глазах. 5) На громоздком письм..ом столе стояли в шахматном порядке телефо..ые аппараты прямой связи с участками. 6) Луна повисла над рекой, и всё кругом приобрело дикови..ую окраску. 7) Голубая высь иногда затягиваласьсплошным серым туманом, сеющим мелкую водя..ую пыль. 8) Ра..ним солнечным утром мы опять летим над серебря..ой лентой реки.

 

2. Перепишите. Объясните (устно) написание наречий.

 

1) Маленькие домики спят (бе..) пробудно. 2) Отрядом книг уставил полу, читал, читал, а всё (бе..) толку. 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё) время толкую о пережитых нами страхах. 4) (Бе..) умолку шумит вода. 5) Третий день уже сеет ветер осиной, а земля (бе..) устали требует всё больше и больше семян. 6) Ромашов угрюмо смотрел (в) бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. 7) Следующую речку Павел решился переехать (в) брод. 8) Онегин (ни) когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый человек, не переписывался (в) век ни (с) кем. 9) Жёлтые, (на) половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на) право и (на) лево с обеих сторон дороги, уходили (в) даль, пересекали холмы. 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в) двое.

 

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 2–4-го предложений.

 

1) Если (бы) Серпилин прямо сказал ему что можно снять он (не) выдержал (бы) и лёг но Серпилин (н..) чего (н..) сказал и Синцов борясь со сном стал мерить шагами взад и вперёд маленькую поляну на которой под деревом лежали комбриг и комиссар. 2) Сквозь сон ему показалось что р..ссвело но когда он открыл глаза в избе было (по) прежнему темно. 3) Комбриг приказал принести себя прямо на командный пункт к Серпилину потому что рана показалась ему смертельной и он хотел успеть возложить командование на Серпилина. 4) Синцов прикинул в уме сколько отсюда до Вязьмы и подумал что если им (не) удас(т, ть)ся проби(т, ть)ся надо поворачивать на Вязьму искать там знакомых людей и идти в партизаны. 5) Трагический смысл того о чём говорили Шмелёву эта сидевшая перед ним молодая женщина будил отзвук в его собственной душе потому что он успел повидать в тылу врага вещи и похуже тех что услышала эта женщина от своего мужа и помнил несколько своих собственных (не) стерпимо тяжёлых минут когда только выдержка и опыт помешали ему принять ошибочное решение.

 

Список литературы

 

Основная

 

1. В.Ф. Греков Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, - М.; «Просвещение», 2011

2. А.Е. Куняева Изложение на экзамене: Учебное пособие для школьников и абитуриентов, - М.; «Экзамен», 2006

3. Л.И. Пучкова Русский язык 10-11 кл. Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля, - М.; Интелект центр, 2007

4. А.Б. Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащегося по русскому языку 10-11 кл., - М.; ТЦ «Сфера», 2006

5. С.В. Антонова Русский язык Практикум по подготовке к ЕГЭ. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательного учреждения, - М.; Вента – Граф, 2006

6. Цыбулько и др. Варианты ЕГЭ русский язык.

 

Дополнительная

 

1. Д.Э. Розенталь Русский язык Сборник упражнений для шк. старших кл., - М.; «Оникс», 2011

2. А.А. Мурашов Абсолютная грамотность: Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента, - Воронеж, 2006

3. Н. Ткаченко Проверяем свою грамотность. Контр. работы, - М.; «Рольф», 2007

4. Д.Э. Розенталь Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учебное пособие, - М.; 2011

5. Словари по русскому языку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: