Запишите понятие централизованное государство
Централизованное государство – это государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.
Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, увлекательным и трагичным, чем история Крестовых походов. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.
План урока
1. Кто был заинтересован в объединении страны.
2. Первые успехи объединения.
3. Генеральные штаты.
проблемный вопрос урока. Почему папская власть потерпела поражение в борьбе с королями Франции, хотя до этого папам удалось победить германских императоров?
I. Работа по теме урока
1. Кто был заинтересован в объединении страны
В XI в. Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств - Анжу, Тулуза, Шампань и т. д. Повсеместно развивались сельское хозяйство и торговля, строились города. Крупным Экономическим и политическим центром становится Париж. Однако порядка в стране не было.
Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Что делать в таких условиях? Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране. Но как относились разные сословия и категории населения к процессу объединения?
Прочитайте п.1 стр 115 и запишите причины объединения Франции.
2. Первые успехи объединения
У процесса объединения были и противники, но все же большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.
Задание: работая с исторической картой на с. 154 учебника, устно ответьте на вопросы.
— Каким цветом обозначены владения короля в начале XII в.?
— Какой город был столицей?
— Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?
— Что можно сказать, сравнивая впадения короля и владения феодалов?
— Кто еще владел землей на территории Франции?
— Исходя из данных карты, скажите, что нужно было сделать для объединения государства.
![]() |
Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август (1180-1223). Именно он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в 5 раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.
Следующий король Людовик IX Святой (1226—1270) стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны.
1. Судебная реформа — создание верховной судебной палаты.
• Легисты — профессиональные юристы.
2. Запрещение судебных поединков.
3. Военная реформа—установление «40 дней короля» — срока, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля.
4. Денежная реформа — введение единой для всей страны денежной единицы.
Французские короли в деле объединения Франции использовали разные средства. Как пример можно привести деятельность короля Филиппа IVКрасивого (1285-1314).
Продолжая дело своих предков, особенно деда, короля Людовика IX Святого, он укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления, состоящий из людей незнатных и всем ему обязанных.
Король старался расширить территорию страны. Так, в 1294—1299 гг. он вед борьбу за герцогство Аквитанское, которым английские короли владели как вассалы королей французских. Однако это предприятие оказалось неудачным.
В 1284 г. Филипп IV Красивый вступил в брак с Жанной Наваррской, которая в качестве приданого имела королевство Наварру и графство Шампань.
Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик*, а чеканка монеты стала исключительной привилегией государя. Он неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться обратно.
Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.
Во время его правления обострился конфликт между французским королевством и папами. В 12% г. папа издал буллу, категорически запрещавшую духовенству платить налоги светским властям. В ответ на это Филипп, нуждавшийся в деньгах, запретил в 1297 г. вывоз из страны золота и серебра, чем лишил папу Бонифация VIII всех церковных сборов и податей, поступавших из Франции. Посол Филиппа IV с отрядом наемников ворвался в замок папы и ударил его по лицу рукой в железной рукавице. Папа от унижения умер. Папы были вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап (1309-1378).
Назовите основные средства французских королей в деле объединения страны.
— Все ли они были честными и законными?
(Проверка выполнения задания.)
3. Генеральные штаты
Но это были не все средства, которые использовал Филипп IV Красивый. В борьбе с папой он решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты как сословно-представительный орган.
Задание: рассмотрите и прокомментируйте гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника.
На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним.
Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва оставалось за королем, но он не был им подотчетен.
Основной функцией Генеральных штатов было решение вопроса о налогах. Участники заседаний обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы. В целом Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия могли уклониться от выполнения решений, принятых королем, высказать свое несогласие с его политикой. Так в начале XIV в. во Франции возникла сословная монархия.
Запишите определение сословная монархия в тетрадь
Задание: изучите схему и определите сущность сословной монархии.
![]() |
II. Подведение итогов урока
— Назовите причины и предпосылки объединения Франции.
— Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.
— Какое из событий XIV в. можно назвать «Каноссой наоборот»?
— Кого называют третьим сословием?
— Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?
— Что такое сословная монархия?