Спектр ценностных ориентиров




Сборник методического материала

Выполнила: Гильмутдинова Лилия Амировна,

Педагог дополнительного образования

Контактные телефоны:

Рабочий: 2-60-33

Личный: 8 927 709 37 61

г. Похвистнево

2010г

Сборник методического материала

«ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»

Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и развитию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способствовать умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Все родители хотят, чтобы их дети были умными и здоровыми, были хорошо подготовлены к школе и успешно учились. Чтобы достичь отличных результатов в умственной и физическом развитии детей, нужно вместе с ними потрудиться. А чтобы этот совместный труд не был в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру. Игра-основное и любимое занятие детей, их работа. В мире часто сложное становиться доступным. Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применение своим силам, не знают, чем себя занять – им незнакомы весёлые игры и затеи. А ведь игр очень много! Педагоги, родители, воспитатели должны сделать так, чтобы они стали известны, популярны, любимы.

Данный сборник методических материалов – это сборник игровых миниатюр. Главное назначение представленных здесь игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Цель - помочь педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, родителям, учителям начальных классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать учебную и игровую деятельность детей.

В сборнике даётся общая характеристика игровой деятельности. Игровые модели, представленные в сборнике, можно моделировать, обогащать новыми деталями, находками.

 

Природа игры

Почему ребёнок визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает всё на свете? Почему публичное состязание повергает неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И всё же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок словно говорит вам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные функции разрядки избыточной энергии, отдыха после напряжения сил, приготовления к испытаниям жизни и компенсации несбывшихся желаний, на худой конец, в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру её напряжением, с её радостью, с её шуткой и забавой.

Даже ребёнок прекрасно знает, что игра – лишь «как будто» взаправду, что всё «Понарошку». Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Её течение и мысли заключены в ней царит движение, прямое и попятное, подъём и спад, чередование, завязка и развязка.

Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран, судное место – все они по форме и функции игровые пространства, то есть отчуждённая земля, обособленные, выгороженные, освящённые территории, на которых имеют силу собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного.

Игра имеет склонности быть красивой. Этот эстетический фактор, по всей деятельности, тождествен стремлению творить, что оживляет игру во всех видах и обликах. Слова, с помощью которых мы можем именовать элементы игры, принадлежат большей частью сфере эстетического. Это те же самые термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, вариантность, завязка, разрешение. Игра связывает и освобождает. Она приковывает и зачаровывает.

У каждой игры есть свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры, безусловно, обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здания игры тотчас же разрушится. Игра становится невозможной. Она перестаёт существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Понятие «fair» теснейшим образом связано с игровым понятием: играть надо «честно, порядочно».

Игра – одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Во многих играх – в цирке, на футбольном поле, за шахматной доской – человек действует в условиях экстремальной ситуации, благодаря чему обнажаются и проверяются не только психофизические, но и моральные ресурсы личности: инициативность, решительность, упорство. В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, точности, выносливости, реализуя лишь диапазон возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются.

Мир игры для людей – естественное состояние, а участие в игровой деятельности зачастую способствует наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей, что позволяет ей служить эффективным средством социализации, подготавливать психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределённости, свободы выбора. В игре человек как бы ставит всё на карту и сам, не советуясь ни с кем принимает решение. Такого рода условия отсутствуют, как правило, в повседневном труде и в быту, где человек окутан множеством обязательств, ограничений, не позволяющих ему принимать решения.

Отличительными признаками игры является напряжение и предсказуемость. Всегда стоит вопрос: повезёт ли, удастся ли выиграть? Даэе в одиночной игре на ловкость, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кроссворд) соблюдается это условие.

Ценность и значимость игры заключается ещё и в том, что она представляет собой интегральную деятельность. В игре могут трансформироваться все формы человеческой активности – физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные, адаптационные, стратегические, коммуникативные, компенсаторские, оздоровительные задачи.

В современных языках, в частности в русском, понятие игры чрезвычайно многозначно.

Различают:

Ø Игру-представление, игру-шутку, фокусы, подвижные, занимательные игры;

Ø Игру шансов – как ряд необъяснимых совпадений;

Ø Игру как притворство, актёрскую деятельность.

 

Игре присущи самые различные функции:

Ø Полезность упражнений;

Ø Отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений;

Ø Разрядка – средство психофизической компенсации;

Ø Форма гуманизация труда;

Ø Общение и формирование коллектива, коммуникативность.

Игровая деятельность

Игру наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра- это вид деятельности в ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Ø Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Ø Коммуникативную (освоение диалектики общения);

Ø Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Ø Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

Ø Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);

Ø Функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

Ø Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);

Ø Социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

В структуру игры как деятельности ограничено входит целепологание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

Роли, взятые на себя играющими;

Ø Игровые действия как средство реализации этих ролей;

Ø Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми условиями;

Ø Реальные отношения между играющими;

Ø Сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игр величайшее множество. Их следует классифицировать по следующим признакам:

По содержательному признаку:

Ø Военные;

Ø Спортивные;

Ø Художественные;

Ø Экономические;

Ø Политические.

По возрастному составу и количеству участников:

Детские;

Ø Взрослые;

Ø Одиночные;

Ø Парные;

Ø Групповые;

Ø Семейные.

По тому, какие способности обнаруживают и тренируют:

Ø Физические;

Ø Интеллектуальные;

Ø Состязательные;

Ø Творческие;

Развивающе-интеллетуальные игры:

Ø Шахматы;

Ø Лото;

Ø Домино;

Ø Шашки;

Ø Нарды.

Развивающие качество интеллекта и доводящие до виртуозного совершенства память, комбинаторное мышление:

Ø Мимические;

Ø Театр;

Ø Пантомима;

Ø Пародирование.

Игры-аттракционы:

Ø Скачки на лошадях;

Ø Качели;

Ø Коньки;

Ø Прыжки с парашютом;

Ø Лыжи и т.п.

Культурно-эстетические игры:

Ø Составление гороскопов;

Ø Гадание;

Ø Хиромантия.

Сегодня активно расширяется тематико-содержательный диапазон компьютерных игр. Здесь отчётливо выделяются такие группы, как С портивные игры, имитирующие самые разнообразные виды игрового спорта.

Игры – симуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолёта, вертолёта и т.д.;

Ролевые компьютерные игры, когда играющие путешествуют, преодолевая на своём пути самые необычные преграды и препятствия;

Игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находится в состоянии боевого противодействия с многочисленными недоброжелателями;

Игры – стратегии, требующие от игроков незаурядных способностей в решении проблем экономического, политического и общественного характера.

Совершенно особую форму игровой деятельности составляют игры – театрализации. В основе их лежит игровая реализация определённых сюжетов по заранее подготовленным сценариям, воплощение которых, в отличие от драматических спектаклей, не является строго обязательным и чаще всего служит лишь своеобразной канвой, допускающей свободные импровизации. К подобным играм заранее готовятся, изобретают необходимые игровые атрибуты, распределяют основные роли и.т.

 

Спектр ценностных ориентиров

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общенаучных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазия, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровая программа

Игровая программа представляет собой сценарий, составленный для внеклассного мероприятия, для игрового вечера или для клубного вечера. Клубный вечер, включающий игровую часть, состоит из тематической театрализованной композиции, музыки, танцев и комплекса развлекательно-игровых мероприятий. В каждую игровую программу необходимо включать викторину, конкурсы, песни, танцы, загадки, ребусы, шарады, игры на внимание, игры направленные на коллективные действия. Для объединения разнородных частей в целое подбирают речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, приглашения к танцам, играм, участию в конкурсах и т.п.

Игровые программы могут быть посвящены тематике:

Ø Исторической (памяти даты в жизни страны);

Ø Героико-патриотической;

Ø Спортивно-цирковой;

Ø Литературной;

Ø Музыкальной;

Ø Развлекательной;

Ø Здоровьесберегающей;

Ø Интеллектуально-познавательной

Составление игровой программы заключается в умелом создании и использовании игровой, конфликтной ситуации. Конфликт – основа и стрежень игрового действия. Основа любой игры – это преодоление препятствий.

 

Игровые принципы

Игра имеет свойство делиться на мелкие составные части. Это принципы той же игрушки «Матрёшки». Как большая «Матрёшка» делится на более мелкие «Матрёшки», так и игра делится на игровые принципы.

Игру можно разделить на игровые принципы: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, соревнование, викторина, затея, лотерея, шутка, гадание, фанты, представление.

Ø Конкурсный принцип игры – определение лидерства, победителя соревнования, атак же игра связана с выбыванием – проигрышем.

Ø Аттракционный принцип игры – игра имеет красочный реквизит (ромашка, ведро).

Ø Аукционный принцип игры – обычный, словесный, песенный, это «чёрный ящик», это игра «с перечислением предметов».

Ø Викторинный принцип игры – игра – отгадывания («Поле чудес», «О, счастливчик»).

Ø Затея как игровой принцип – это игра – притворство. (Клоун с транспарантами, куклы ростовые увлекают за собой присутствующих).

Ø Лотерея как игровой принцип – обычная, театрализованная беспроигрышная игра, игра-шанс.

Ø Шутка как игровой принцип. Ведущий: «Скажите, какое у вас настроение? (Громко говорят). Вот к вам пришли гости, подарили цветы. Какое у вас настроение? Но у вас нет воды две недели. Какое у вас настроение?»

Ø Гадальный подход к играм – загадывание под судьбу. Используют для усиления сюжета игрового действия.

Ø Фанты как игровой принцип – используют как усилитель активности. Предмет личной принадлежности нужно положить, затем взять, нужно отыграть.

Ø Игра как представление – комикс игра «Конкурс на асфальте»: клоунессы с мелками вовлекают в конкурс детей; мамы в это время играют в «буриме».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: