Планируемые результаты освоения программы




Реализация программы шахматного клуба «Белая ладья» требует наличия кабинета «Шахматы».

Оборудование кабинета:

¾ дидактические игры для обучения игре в шахматы;

¾ наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

¾ демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

¾ настольные шахматы разных видов;

¾ шахматные столы;

¾ шахматные часы;

¾ обучающие видеоуроки по шахматам;

¾ симуляторы игр;

¾ уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

¾ родительский уголок «Шахматы».

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

¾ иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

¾ различать и называть шахматные фигуры;

¾ правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

¾ иметь представление об элементарных правилах игры;

¾ играть малым числом фигур;

¾ иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

¾ владеть основными шахматными терминами;

¾ правильно применять элементарные правила игры;

¾ иметь представление о некоторых тактических приемах.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов
Всего в том числе
теоретических практических
Раздел 1 Шахматная доска      
Тема 1.1 Шахматная доска      
Тема 1.2 Элементы шахматной доски      
Раздел 2 Шахматные фигуры      
Тема 2.1 Пешка      
Тема 2.2 Ладья      
Тема 2.3 Слон      
Тема 2.4 Ферзь      
Тема 2.5 Конь      
Тема 2.6 Король    
Первый год обучения      
Раздел 3 Шахматные позиции      
Тема 3.1 Повторение      
Тема 3.2 Рокировка      
Тема 3.3 Конь      
Тема 3.4 Король      
Тема 3.5 Тактические приемы      
Второй год обучения      
Всего      

Содержание

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по теме «Шахматная доска».

 

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Мероприятие «Шахматная эстафета».

 

Раздел 2 Шахматные фигуры

Тема 2.1 Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

Практическое занятие по теме «Пешка».

Мероприятие «Праздник пешки».

 

Тема 2.2 Ладья

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».

Мероприятие «Конкурс смекалистых».

Практическое занятие по теме «Ладья».

 

Тема 2.3 Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

 

Тема 2.4 Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

 

Тема 2.5 Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

 

Тема 2.6 Король

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

 

Раздел 3 Шахматные позиции

Тема 3.1 Повторение

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

 

Тема 3.2 Рокировка

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

 

Тема 3.3 Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.

Мероприятие – викторина по теме «Конь».

 

Тема 3.4 Король

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».

Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: