ТРЕТИЙ ВОПРОС. ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В США.




ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Одним из популярных новаторских явлений в американской историографии стала психоистория. Она своими корнями уходит в учение Зигмунда Фрейда и его последователей.

Первые попытки интерпретировать историю с психоаналитических позиций были предприняты самим Фрейдом. Он своими трудами совершил переворот в психологии ХХ века, стал центральной фигурой, вокруг которой стали группироваться все сторонники теории бессознательного. Идеи Зигмунда Фрейда оказали сильное влияние на историческую науку в США. Становление психоистории как самостоятельной дисциплины относят к началу ХХ века. Стала формироваться она не в США. Появились биографические сочинения об известных людях – политиках, писателях, композиторах. На их биографию стали смотреть через призму психоанализа. А с начала 1940-ых гг. центром формирующейся психоистории стали США, т.к. авторы уехали туда.

Важным рубежом в формировании исследовательской области стали 1950-ые. Эпохальным стал 1958, когда вышла книга Эриксона «Молодой Лютер», в которой были сформулированы общие теоретические принципы психоаналитического изучения личности в истории. На 1960-70-ые в США приходится бум публикаций по психоистории. Появились специализированные издания, психоистория стала университетской дисциплиной, ее стали преподавать, и появились первые поколения специалистов, подготовленных по этим программам.

По большей части методологической основой психоистории стал не чистый фрейдизм, который главный упор делал на подавление сексуального влечения, а неофрейдизм, который переносит акцент на социальные мотивы поведения человека. Психоисторики стремятся переориентироваться с детского возраста на более взрослые годы жизни человека. Для изучения личности они обращаются и к историческим источникам, в т.ч. исходящим от этой личности.

Сам Эриксон определил психоисторическое исследование как изучение индивидуальной жизни комбинированными методами психоанализа и истории. В основном психоистория нашла себя в жанре исторической биографии. Сегодня ни один историк, занимающийся биографическими исследованиями, не может не читать психоисториков. Использование методики психоанализа позволяло исследователям рассматривать иррациональные мотивы поведения личности, его бессознательные реакции.

Кроме личности психоистория обращается к поведению больших и малых социальных групп, выделенных по разному принципу (национальность, раса). Иррациональные силы особенно проявляют себя в период социальных волнений и в переходные годы.

Одну из первых попыток использовать психоанализ предлагал сам Фрейд. Совместно с Уильямом Буллитом Фрейд написал одну из своих работ, посвященных Вудро Вильсону – «Томас Вудро Вильсон, 28 президент США». Идеи Фрейда были развиты одним из представителей неофрейдизма, немецко-американским ученым Эрихом Фроммом (1900-1980). Он занимался изучением внутреннего мира подсознания человека, но делал упор не на сексуальную составляющую, а изучал человека на фоне социальной реальности.

Кроме того, среди известных американских специалистов по психоистории можно назвать Питера Левенберга, Пола Монако, Ллойда Демоза и др. А самым известным человеком был Эрик Эриксон (1902-1994). Он также родился в Германии и эмигрировал в США. У него было сложное происхождение, которое сыграло важную роль в формировании им же теории идентичности и понятия кризиса идентичности. Он роился в Еврейской семьи, но потом выяснил, что отец ему не родной. Настоящий его отец был датчанином, и Эриксон отличался от своих сверстников внешностью – голубые глаза, светлые волосы.

Получил он психоаналитическое образование, жил и практиковался в Австрии в школе психоанализа, где работал под руководством Анны Фрейд. В 1933 он уехал из Австрии в США, где работал во многих институтах, клиниках, став в итоге почетным профессором Гарварда. Он известен как этнолог, политолог, практикующий психоаналитик и как историк. В своих трудах он использовал многие классические термины фрейдизма. Главный вклад Эриксона в науку – разработка понятия идентичности. Этот термин в его трактовке означает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений личности к окружающему миру. Это определенное чувство адекватности, стабильности, владение собственным «я» вне зависимости от положения, в котором это «я» находится. Сформировавшаяся идентичность – показатель зрелой, взрослой адекватной личности.

По мнению Эриксона, в течение жизни человек постоянно претерпевает личностную эволюцию. Она проходит в форме ряда психосоциальных кризисов. Свои идеи он изложил в ряде своих трудов: «Детство и общество», 1963, «Идентичность: юность и кризис», 1967. Эриксон выделил восемь стадий человеческой личности. По его мнению, на каждом из этих этапов человек делает выбор между двумя возможными альтернативами:

1) От рождения до 1,5 лет. Младенец решает главный вопрос своей последующей жизни – доверяет ли он окружающему миру. Это происходит через общение со взрослыми, контакты со средой обитания. Ребенок учится понимать мимику, жесты, улыбки. Ключевую роль в начале формирования личности играет мать.

2) 1,5 года – 4 года. Ребенок становится более автономным, решает задачи обретения самостоятельности. Негативными вариантами могут стать неуверенность в себе, сомнения и т.п.

3) 4-6 лет. Возникает альтернатива между инициативой и чувством вины. Расширяется жизненное пространство. Чем больше новых людей вхоидт в круг общения, тем больше обретает человек. Ребенок идентифицирует себя с родителями и с чужими взрослыми.

4) 6-11 лет. Ребенок активно овладевает разными навыками, умениями, знаниями. Это самое оптимальное время для обучения. При ненормальном протекании процесса может возникнуть чувство неполноценности.

5) 11-15 лет. Ключевая стадия для получения идентичности. На нее приходится самый ключевой момент кризисов. В негативном случае может возникнуть спутанная идентичность.

6) 20-25 лет. Происходит переход к решению чисто взрослых задач в жизни. Это время, когда по закону разраештся вступление в брак и рождение детей. Альтернативой может стать самоизоляция.

7) 25-60 лет. Самая длинная стадия. Постоянно нарастающие противоречия по мере старения между способностью к развитию и медленным регрессом личности.

8) После 60 лет. Завершение жизненного пути. Человек пожинает плоды своей жизни. Если человек прожил хорошую жизнь, он уверен, что прожил ее нельзя. Если идентичность спутана, то альтернатива – замешательство и страх.

Идентичность по Эриксону, это субъективное ощущение и некая объективная реальность. Идентичность может иметь персональную и групповую модификацию и вариацию. Персональная идентичность – то, что касается человека. Групповая идентичность – приспособленность идивидов к обществу через механизм восприятия групповых традиций. Эриксон ввел понятие кризиса идентичности. Кризис идентичности – резкое изменение условий существования личности, может привести к утрате этого чувства. Этот кризис может появляться в эпоху перемен, бунтов, революций, когда разрушаются старые нормы, люди начинают испытывать беспокойство. Подобный кризис идентичности разными людьми воспринимается по-разному.

Эриксона интересовали, прежде всего, люди, которых он назвал харизматическими личностями. Через призму кризиса идентичнсоти он построил модель человека-новатора, которую развил в биографиях Мартина Лютера («Молодой Лютер», 1958) и Махатмы Ганди («Истина Ганди», 1969).

Харизма, по Эриксону, особый путь социализации будущего лидера. В силу личностных особенностей, жизненных обстоятельств он переживает социально-культурные конфликты не так, как другие. Сначала будущий лидер-новатор учится решать конфликты в малых группах (семья, школа, каста), а затем в силу ряда обстоятельств он становится олицетворением новой идентичности – не для себя одного, а для широких слоев общества. Харизматический лидер способен решать проблемы, которые важны для большого числа людей, которые в силу своих личностных особенностей не могут найти решение. В итоге этот человек становится безусловным авторитетом у своих сторонников. Его идеи становятся олицетворением выхода из тупика. В своей книге о Мартине Лютере Эриксон взглянул на биографию одного из деятелей реформации. Он искал истоки идентичности Лютера в конфликте с отцом. Следствием этого конфликта стал уход в монастырь, где его рефлексии и переживания привели к усугублению личностного кризиса. В итоге Лютер провозгласил новую форму общения с Богом и создал новое ответвление христианской церкви.

Так же он описывал биографию Махатмы Ганди. Эриксон показал, что формирование жизненных установок Ганди произошло еще в детстве, где он часто выступал в роли арбитра. Стремление стать примирителем вылилось в детских играх, а потом толкнуло Ганди заняться политикой. Эриксон отличал особую роль родителей Ганди, которым он безоговорочно доверял, через которых принимал стереотипы окружающего мира. Среди сверстников Ганди было распространено чувство приниженности и неполноценности по сравнению с англичанами. Примеряя на себя жизнь европейца, Ганди чувствовал внутреннее противоречие между ценностями европейской культуры и ценностями представителя индийской знати. Этими ценностями он так и не смог пожертвовать. Свою роль сыграла неудача карьеры юриста, которую он пытался сделать в южной Африке.

Эриксон показал, как эти ранние этапы жизненного пути показали к кризису идентичности Ганди и к сознанию особой миссии – изменить сложившуюся вокруг него ситуацию. Старые стереотипы патриархального индийского общества в сознании Ганди трансформировались Он создал особую идентичность на основе особых ценностей, которая привела к освобождению Индии от английского господства.

В своих биографиях Эриксон демонстрировал, как, с одной стороны, харизматичная личность влияет на общество. В конечном итоге, кризис идентичности личности является своеобразным двигателем общественного развития. Эриксон писал, что великая личность в процессе поисков самого себя, формирования своего характера может создать характер целого исторического периода. За свои творческие изыскания Эриксон получал премии, включая Пулитцеровскую.

В конечном итоге, возникшая концепция психоистории вышла далеко за рамки чистого Фрейдизма. В ней применялись более широкие подходы. Она оказала серьезное влияние не только на американскую, но и на европейскую историографию.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Этот термин имеет много синонимов – клиометрия, квантитативная история. Речь идет о матемизации исторической науки. Этот термин одновременно был введен в США историками и математиками. Об этом заговорили на рубеже 1950-60-ых гг., когда стали обрабатывать накопленный исторический материал с помощью ЭВМ. Совершенно очевидно, что историки еще до появления компьютерной техники при качественном анализе того или иного явления нередко делали некую оценку, достаточно приблизительную, которую выражали в количественных, статистических и прочих суждениях. Это позволяло сделать выводы – большая или небольшая роль, ниже темпы развития или выше, явная тендеция или нет. При обращении к математике появилась целая градированная шкала значения, что позволяет расширить возможности сравнительно-исторического метода.

Историки-квантификаторы, ставшие использовать эту методолгию, стали создавать сложные математические модели, строить графики, чертить таблицы использовать массу информацию, выраженную в цифрах, для подтверждения или опровержения того ил иного положения.

Количественная история потребовала обращения к другим наукам, не гуманитарным: статистике, экономике, демографии, социологии. В начальном периоде существования количественной истории была тенденция вырваться из поля истории в поле этих наук. Озвучивалось мнение, что должна состояться клиометрическая революция в истории, традиционная история уйдет в прошлое, а наука выйдет на новый уровень обобщения материала.

Особенно широкое применение математические модели получили в применении математической истории. В 1957 в США совместными усилиями нескольких ассоциаций была проведена конференция, которая затрагивала эту проблему, и было провозглашено создание новой науки – экономической истории. С конца 1950-ых это направление утверждается.

Среди крупнейших представителей количественной истории, квантитаивной школы можно назвать людей: Саймон Кузнец, Дуглас Норт, Стэнли Энгерман и Роберт Уильям Фогель, профессор Гарврдского, Техасского, Чикагского университетов. Непосредственное влияние на его взгляды оказала теория Уолта Ростоу.

По мнению Фогеля, клиометрия – не просто сбор цифрового материала, количественные характеристики должны стать фундаментом. Отличительными чертами клиометрии являются статистическая ориентированность, приложение к изучению экономической истории экономической теории и попытка представить прошлое в виде гипотетических дедуктивных моделей. Построение этих самых моделей необходимо, чтобы теоретически воссоздать и изучить контрфактическую ситуацию, которой никогда на самом деле не было, но которая могла бы возникнуть, если бы имелись (или отсутствовали) определенные условия.

В ряде своих книг Фогель эти изыскания проводил. Первая его книга – «Тихоокеанская железная дорога», 1960, где он определял экономический эффект от этой дороги. Гораздо больше шума наделала его работа «Железные дороги и экономический рост Америки. Очерки по экономической истории», 1964, где он замахнулся на глобальную проблему рассчитать экономический эффект от появления и строительства железных дорог в США в XIX веке. В целом он поставил перед собой задачу изучить, разобрать и опровергнуть традиционное положение, что появление железных дорог способствовало бурному экономическому росту США.

Нужно каким-то образом посмотреть, как развивались бы США в XIX веке, не построй они дорожную сеть. Нужно было рассмотреть контрафактическую ситуацию. В ходе исследования Фогель поставил цель доказать, что железные дороги не сыграли важной роли в развитии США в XIX веке. Нужно было построить модель. Фогель выявил понятие «общественное сбережение железных дорог». ОСЖД в каждый конкретный год – величина, на которую действительная цена перевозки отличалась от альтернативной цены в случае отсутствия железных дорог, и использовался бы традиционный транспорт. Фогель предполагал, что, если эта цифра мала, то железные дороги не оказали значительного влияния на развитие страны. Он рассматривал сельскохозяйственные перевозки и общественное сбережение в случае перевозки свинины, говядины, зерна. ОН рассматривал 1890 год и перевозку товаров с ферм на рынки в общенациональном масштабе. Фогель проделал огромную работу, вывел несколько форм, чтобы рассмотреть эту величину. В конечном итоге, он получил искомое общественное сбережение – 0,6% ВНП США за 1890 год. Для учета внутриобластных перевозок с ферм на рынке, где было 10 переменных, и в этом случае общественное сбережение было 2,8% ВНП. Он посчитал эту цифру завышенной, и в итоге общественное сбережение за 1890 год оказалось 1,8% ВНП. Фогель сделал вывод, что при отсутствии железных дорог в 1890, то при тогдашней мощи американской экономики, развитие страны было бы замедлено на 3 месяца. Потому применение железных дорог для сельхозперевозок не оказало существенного влияния на американскую экономику.

Естественно, эти выводы были встречены положительно далеко не всеми. Работа сложна для восприятия, пестрит цифрами. Критики стали искать недочеты автора. Некоторые указали на то, что Фогель не учел некоторые очевидные факторы. В частности, в XIX веке не было холодильников, потому мясо перевозилось живым скотом, который нужно было кормить и поить. А на это требовались средства. Многие критики спрашивали, нужно ли делать такие расчеты? История не знает сослагательного наклонения. Работа Фогеля – не доказательство ненужности железных дорог, дававших экономике много преимуществ. Но его работа сыграла важную роль для оживления научного диспута вокруг этой проблемы.

Еще более обсуждаемый характер имела следующая книга Фогеля, написанная в соавторстве со Стенли Энгерманом. Это книга «Время на кресте», 1974. Ученые обработали при помощи математических методов комплекс данных, который касался американского плантационного хозяйства, и получили итоги, противоположные традиционным тезисам. Американское рабовладение было экономически эффективнее, чем вольнонаемный труд в сельском хозяйстве юга и севера США. Они писали, что рабы находились в сносных условиях, их положение нельзя считать невыносимым. Некоторые категории свободных людей на севере и юге жили хуже, чем рабы.

Исследователи задавались вопросом, почему развернулась борьба за отмену рабства? Свою роль сыграли не экономические факторы, а моральные. Эта книга вызвала еще больше споров. Был выдвинут целый ряд контраргументов. Очевидно, что крупные плантационные хозяйства имели ряд преимуществ, но общий рост экономического благосостояния в северных штатах был выше, чем в южных. Плюс не все плантационные хозяйства были экономически эффективны, а только самые большие, которых было меньшинство. Ученые не учитывали множество факторов.

На эту книгу было написано свыше 800 рецензий. Американская историческая ассоциация провела спецконференцию, где звучала критика авторов этой работы. Фогель стал медийной персоной, был раскручен в качестве историка-революционера, попирающего традиционные научные устои.

Основная часть методов, которые были использованы клиометристами, была позаимствована из математики, статистики. Но один метод был позаимствован не у этих наук, а у социологии. Это контент-анализ (дословно – «анализ содержания»). В контент-анализе выделяется четыре основных понятия:

1) Единица текста – некое сообщение, газетная статья;

2) Смысловая единица – некая проблема, тема;

3) Слово-символ или слово-индикатор – некий признак, по которому определяется наличие проблемы;

4) Единица счета – частота упоминания слова-символа на единицу текста.

Ярким примером использования этого метода является работа американского историка Ричарда Меррита «Зарождение американского национализма: квантитативный подход». Она вышла в 1968 и изучала этап, предшествующий американской войне за независимость в плане формирования, развития американского национального сознания. Они взяли семь американских газет, выходивших в пяти крупных городах, а временной отрезок – 1735-1775. В качестве смысловой единицы были взяты слова-символы которые отождествляли население колоний с британским или североамериканским обществом. Эти слова-символы были разделены на пять больших групп – от наиболее британских к наиболее североамериканским:

1) Упоминание всего британского;

2) Упоминание колоний

3) Символы скрытой британской идентификации;

4) Символы косвенной американской идентификации

5) А

6) А

Изучалось по пять номеров каждой из газет за 40 лет. Было изучено всего 1435 номеров. Их все прочитали, зафиксировали появление каждого слова-символа или заменявшего его местоимения. За 41 год использование символов американской национальной идентичности выросло в 320 раз. Сначала это было 0,66 символа на номер, а затем 22 символа в одном номере. Вначале было 57% британских символов, а к концу – 63% британских символов. К началу войны за независимость американцы сформировали свою национальную независимость.

Использовать квантитативные методы также стали в политической истории, исторической демографии. В области политической истории количественные методы стали использоваться в 1980-ые годы. Появилось направление клиополитология – часть новой политической истории. Хорошие результаты дает использование математических методов в исторической демографии. Изучаются характерные источники: записи церковных приходов, метрики.

В целом, начиная с рубежа 1950-60-ых гг. использование количественных методов в историографии стало фактом. Это время – пик квантитативной истории, она оказала серьезное влияние на историографию других стран. На рубеже 1970-80-ых гг. количественная история добралась до советской историографии. С начала 1990-ых гг. интерес к квантитативной истории стал падать. В американских университетах по сей день преподаются квантитативные курсы. Существуют общества историков квантификаторов, публикуются журналы и т.п.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Социальную историю принято считать самой динамично развивающейся областью современной американской историографии. В американской историографии был бум научных и околонаучных работ в этой области. Как о самостоятельной дисциплине или части исторической науки о социальной истории можно говорить с 1960-ых гг. Многие объединились вокруг созданного печатного издания – «Журнала социальной истории», издающегося с 1967. В состав новой социальной истории США вошли история семьи, история женщин, история города, история увлечений, спорта, потребительская история и т.п. Важной особенностью американской новой истории сыграл факт, какие процессы были в американском обществе в 1960-ые – в начале 1970-ых.

Это не только НТР, но и общественные изменения, которые происходили в обществе: развитие молодежного движения, протесты против войны во Вьетнаме, формирование субкультур, борьба за гражданские права чернокожих, студенческое движение, новая волна феминизма. Кроме того, представители новой социальной истории были не просто исследователями, но и активно включались в общественную жизнь, использовали СМИ, выступали на телевидении, публиковались в печати. Они привлекали своих последователей по другим каналам. Они были участниками общественных движений.

Одним из первых направлений в новой социальной истории стала история семьи, в рамках которой популярными темами для изучения стали история бедняков, история афроамериканцев. Объектом их исследования являются смертность, брачность, фертильность, законы и обычаи, регулирующие брачные отношения, процедура наследования, семья как потребительская ячейка, детский труд дома и не дома, структура хозяйства, отношения внутри семьи, нормы поведения, эмоции, сексуальные отношения и т.п.

Одним из признанных авторитетов в этой области являлся профессор Пенсильванского университета Майкл Кац и его исследование по истории бедняков «Власть и политика в американской истории», 1983. У людей неуспешных (бедных) в американском обществе плохой имидж. Быть бедным непочетно, непопулярно. Он попытался посмотреть на семью Сэливан и развенчать представления о бедной семье того времени как о нахлебниках и пьяницах, желающих сидеть на подачках. Он проанализировал, как складывались отношения бедных семей с органами опеки и обществом. Он привлек много нетрадиционных источников – счета о вызове врачей, о покупках, записи о болезнях. Отношения в семье Сэливан носили нормальный характер, но судьба ее оказалась искалечена безработицей старших представителей, отец, потеряв работу, оказался вне колеи, а социальные органы не смогли оказать какую-то помощь.

13.01

Один из представителей новой социальной истории – Герберт Гатман, профессор Нью-Йоркского университета. Он занимался исследованиями семейной жизни негров Юга в XVIII-XIX вв. Он написал работу «Черная семья в рабстве и свободе 1750-1927». Гатман пытался гуманизировать образ американцев, показать, что чернокожие американцы даже в период рабства имели свои семьи. Это были большие патриархальные семьи, когда несколько поколений родственников жили вместе. Эти семьи существовали лишь в крупных хозяйствах, крепко стоявших на ногах.

Рабы уделяли много времени детям, хотели, чтобы дети заняли достойное место в обществе, демонстрировали религиозные верования, умели и хотели трудиться. История афроамериканцев стала подразделом в рамках американской новой социальной истории. Именно этим американским специалистам приписывают то, что они способствовали вытеснению из профессионального лексикона понятия «негры» и замены корректными словами «черный американец» или «афроамериканец».

С историей семьи связана история женщин. Представители этого направления в 196-70-ые годы полагали, что женщины незаслуженно обделены вниманием в истории, и главной задачей они ставили раскрыть роль женщины в истории. Здесь сыграла свою роль волна феминизма, и эту отрасль в основном представляли женщины. Они стремились раскрыть роль женщины в истории.

Становление его связано с активной жизненной позицией женщин-историков. Одна из них – Линда Гордон, активный борец за права женщин. Сейчас она признанный авторитет в феминистской среде. В 1976 с большим трудом она опубликовала свою монографию «Женское тело, права женщин: социальная история контроля над рождаемостью в Америке». Это издание подверглось критике, многие обвиняли Гордон в безнравственности, но она отстаивала право женщин на аборт. А потом в США случился целый бум исследований в научной и околонаучной литературе по проблеме абортов.

Еще одна известная американская исследовательница – профессор Натали Дэвис, которая часть своего творчества посвятила исторической терминологии. Особый ее интерес – история женщин во Франции в период Нового времени. Этому посвящен труд «Городские женщины и религиозные изменения». Еще одна ее тема – изучение неформальных женских молодежных организаций из городских и сельских низов. Ее перу принадлежат биографии «Дамы на обочине: три женских портрета XVII века».

Стали создаваться институты, центры, стала издаваться периодика. Стали выходить монографии по женской истории. Коллективный труд: «Становясь видимыми: женщина в европейской истории», 1987. В 1980-ые годы появилось понятие гендерной гендера и истории, в рамках которой женская проблематика получила новое звучание. Под гендером принято понимать социальный пол, который противопоставляется полу биологическому. Программной стала статья Жоан Скотт «Гендер: полезная категория исторического анализа».

Помимо женской истории в рамках новой социальной истории сформировалась новая городская история, или историческая урбанистика, которая тоже возникла на пересечении нескольких дисциплин – географии, истории, социологии, экономики.

Урбанистика имеет ряд пластов. Один из ее представителей – профессор Гарварда Стефан Тернстром, в 1964 опубликовавший работу «Нищета и прогресс: социальная мобильность в городе XIX века». Используя количественные методы (переписи населения и т.п.), он пытался понять, почему в США XIX века представители пролетариата имели несколько лучшее социально-экономическое положение, чем их европейские коллеги. Почему у них было меньше радикализма, чем у Европейских рабочих? У американцев всегда было больше возможностей продвигаться по социальной лестнице. Рабочие, работая достойно и аккуратно, могли вполне законно улучшать свое материальное положение. Постепенно росла зарплата (за счет надбавок за срок работы, за верность фирме). Эти и другие факторы приводили к тому, что американский рабочий был больше доволен жизнью, чем европейский.

Еще один пример исследований – осуществление большого проекта «Социальная история Филадельфии», которым руководил профессор Пенсильванского университета Теодор Хершберг. Цель проекта – на примере Филадельфии проследить последствия двух важных процессов – урбанизации и индустриализации. Было несколько этапов проекта:

1) На первом собирались и систематизировались источники, было собрано много сведений по жизни и профессиональной карьере 2 500 000 человек, живших тогда в Филадельфии, а также по развитию промышленности, транспорта, делового сектора.

2) На втором этапе была осуществлена обработка и изучение этих материалов по разным разделам.

3) На третьем этапе город был поделен на отдельные сектора, изучалась жизнь каждого района.

В 1970-ые годы в качестве одного из тематических ответвлений стала изучаться история мигрантов и их жизни в американских городах, как они отделяются этническими и иными барьерами друг от друга. Популярной темой стала городская география, изучение группировок жителей по социальному признаку, деление на бедные и богатые кварталы. Много внимания уделялось бедным районам, американским гетто. Исследователи утверждали, что этническая культура в руках жителей гетто становится орудием защиты. Они так охраняют свои сообщества и плохо поддаются внешней ассимиляции. Еще одной тематикой стала городская преступность, в т.ч. этническая.

ВО многом под влиянием исследований в рамках новой социальной истории США произошел процесс распада представления о едином американском характере, ему на смену пришло представление о плюрализме культур. Теперь американская история не воспринималась как история белых протестантских мужчин. Теперь это лишь один из вариантов этой истории. От концепции традиционного половинного котла американские кыеные перешли к изучению американской нации как к мозаике, плюралистическому обществу в его этноконфессиональном составе. Историки осознали существование нескольких отдельных историй – истории черных, истории женщин, истории индейцев. Все эти истории стали частью американской социальной истории. Благодаря деятельности историков понятие «американская цивилизация» охватывала всех жителей США.


ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: