Комедия в Англии Комедия эпохи Просвещения обладает характерными, только ей свойственными, чертами.




Сентиментализм и предромантизм в английской драматургии

В третьей четверти XVIII века в просветительской драматургии развивается новое течение – сентиментализм. Сентименталисты видели в чувстве источник веры в разрешимость общественных противоречий.

На сентименталистов сильное влияние оказала философия Жан-Жака Руссо.

Типичным представителем сентиментализма в английской культуре был Ричард Кемберленд (1732-1811гг.).

Произведения: «Братья» (1769), «Вестиндиец» (1771) - этой пьесе предшествовало предисловие, ставшее своего рода программным манифестом Кемберленда. Героями своих пьес он решил сделать тех «страдальцев, которые нуждались в защитнике» и вывести их на сцену в таком свете, чтобы эти персонажи вызывали у зрителей сочувствие.

Кризис просветительского оптимизма, отчасти разочарование в просветительских идеях, привело к появлению предромантической (или готической) драматургии. Важным признаком этого направления было обращение к средневековью.

Конфликты в готической драме, в основном, носят семейно-бытовой характер, но противоречия достигают в ней трагической напряжённости.

Первые черты этого течения в драме появились в творчестве Джона Гома (1722-1808гг.). Его перу принадлежат трагедии «Дуглас» (1756) и «Роковое открытие» (1769). Другие представители данного направления:

- Горейс Уолпол (1717-1797, один из создателей готического романа). Автор трагедии «Таинственная мать» (1768). Эта пьеса не была поставлена на сцене, но её печатное издание оказало значительное влияние на развитие готической драматургии.

- Метью Грегори Льюис (1775-1818 гг.), мелодрама «Призрак замка» (1797). вен

ницей романтизма.

Комедия в Англии Комедия эпохи Просвещения обладает характерными, только ей свойственными, чертами.

На первом этапе развития английской драматургии в эпоху Просвещения в комедии также наблюдалось сохранение прежних форм, сюжетов и тем.

Но в комедию так же проникают морализаторские тенденции свойственные искусству Просвещения.

Первыми драматургами-комедиографами XVIII в. были:

- Сюзанна Сентливр (ок. 1667-1723гг.) Её перу принадлежали такие комедии, как «Игрок» (1704), «Игорный стол» (1706), «Хлопотун» (1709), «Чудо: женщина хранит тайну» (1714), «Уловка» (1722).

- Колли Сиббер ( 1671-1757гг.), автор пьес «Последняя уловка любви» (1696), «Беззаботный супруг» (1705), «Последняя ставка жены» (1707),«Неприсягнувший священник» (1717) (адаптация «Тартюфа»), «Раздражённый муж» (1728). В комедиях Сиббера преобладали темы семьи, брака.

- в качестве комедиографа выступил также Джозеф Аддисон (1672-1719гг.). В комедии «Барабанщик» (1714) представил в модернизированном виде, перенеся действие на английскую почву, эпизод возвращения Одиссея на Итаку.

- соратник Аддисона по журналистике Ричард Стиль (1672-1729гг.) тоже внёс вклад в развитие комедии эпохи Просвещения. Его пьесы сочетали в себе как развлекательный характер, так и нравоучительность. Сохранял привычные сюжетные схемы комедии Реставрации, сюжеты пьес Стиля строились, в основном, на любовной интриге. Комедии: «Похороны, или Печаль по моде» (1701), «Любовник-лгун» (1703, переделка «Лгуна» Корнеля), «Нежный муж» (1705), «Совестливые влюблённые» (1722, сюжетная основа заимствована из «Андриянки» Теренция).

Творчество Стиля в целом ознаменовало начало нового этапа в английской драматургии, окончательный переход к драматургии просветительской. Нравоучительность становится неотъемлемым элементом комедии.

В комедии на втором этапе развития английской драматургии в эпоху Просвещения наиболее ярко проявилась обличительная тенденция просветительской драмы.

Одним из первых авторов комедии, отразивших данную тенденцию был Джон Гей (1685-1735гг.).

Ранние пьесы Гея (комедии «Могоки» (1712), «Горожанка из Бата» (1713), «Как это называется» (1714), «Три часа спустя после свадьбы» (1716), пастораль «Диона» (1720) и трагедия «Пленники» (1723)) не имели особого успеха у публики.

Джонатан Свифт посоветовал Гею написать любовную пастораль, действие которой разыгралось в тюрьме. Так родился замысел «Оперы нищего» (1727).

Основную мысль этой пьесы в эпилоге выражает Нищий: «На протяжении всей пьесы вы могли заметить такое сходство нравов высшего света и подонков общества, что трудно определить, подражают ли светские джентльмены джентльменам с большой дороги, или джентльмены с большой дороги — светским джентльменам».

Джон Гей обличал в этом произведении социальные пороки. Кроме того, «Опера нищего» изобиловала сатирическими выпадами в адрес правительства и другими конкретно-историческими аллюзиями.

Комедия Гея имела большой успех, что побудило его написать продолжение – «Полли» (1729).

Несмотря на увлекательный авантюрный сюжет, эта пьеса содержала в себе настолько резкую сатиру на британскую колониальную систему, что театральная цензура запретила её постановку. Тогда Гей напечатал эту пьесу, и она разошлась в большом количестве экземпляров.

И «Опера нищего» и «Полли» были написаны в новом жанре, который был назван «балладная опера». Он представлял из себя комедию со вставными музыкальными номерами. Текст обеих пьес содержит большое количество песен, исполнявшихся на мотивы популярных баллад. Особый комический эффект создавался за счёт несоответствия формы и содержания (сатирические песни исполнялись на мотивы лирических и сентиментальных баллад, а лирические – на мотивы шутовских).

Таким образом, Гей в своих комедиях пародировал и некоторые явления современной театральной культуры (в частности, очень популярной в то время итальянской оперы).

«Опера нищего» породила многочисленные подражания и переделки, последняя из которых на данный момент – пьеса немецкого драматурга Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера» (1928).

Большинство современников Гея переняли лишь внешние черты его драматургии, только в творчестве одного из них творчество Гея в полной мере нашло своё продолжение. Это был Генри Филдинг (1707-1754гг.). Он создал 25 пьес, принадлежащих к различным разновидностям комедийного жанра:

- Сатирические комедии («Любовь в различных масках» (1727), «Студент-щёголь» (1729), «Политик из кофейни, или Судья в собственной ловушке» (1730), «Старые развратники» (1732))

- Фарсы («Писатели писем, или Новый способ удержать жену дома» (1730))

- Театральные пародии («Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика-с-пальчика» (1730), «Пасквин» (1736), «Исторический календарь за 1736 год» (1737))

- Балладные оперы в подражание «Опере нищего» («Валлийская опера» (1731), «Лотерея» (1731), «Горничная-интриганка» (1733), «Дон-Кихот в Англии» (1734)).

Пьесы Филдинга содержали в себе острую и неприкрытую критику политической системы Англии, что не могло остаться без внимания властей. Постановка «Исторического календаря» была запрещена, затем в 1737 г. был введён закон о театральной цензуре: ни одна пьеса не могла быть допущена на сцену без предварительной цензуры лорда-камергера.
После этого Филдинг перестал писать для театра и обратился к романистике.

Тем не менее, комедия эпохи Просвещения продолжала развиваться. Во второй половине XVIII века происходит расцвет так называемой реалистической комедии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: