Идеологические интерпретации концепции социального государства




Концепция социального государства, представляющая собой эффективно функционирующую, процветающую, оптимальную модель современного государственного устройства, естественно представляет собой большой интерес для всего спектра про тивоборствующих политических сил современности7.

Разночтения в оценках социального государства, перспективах и направлениях его развития обусловлены различиями в базовых принципах идеологий, а также в трактовке ряда

ключевых положений: - роли государства в обеспечении благосостояния всего общества; - влияния социального государства на экономику; - идеала общества в сравнении с социальным государством.

Основной спектр современных политических сил Запада представляют следующие партии и объединения: концепции «новых правых», «умере ного консерватизма», «либерализма», «социал-демократии», «пар тии зеленых» и феминистских дви жений. Позицию критического отношения к идеологии и практике социального государства занимают «новые правые». Они выступают против политики высокого уровня налогообложения крупного капитала с последующим перераспределением его в обществе, что, по их мысли, порождает в общественной нравственности культуру зависимости и иждивенчества, а также снижает стимулирующую силу награды за успех, а наказания - за провал и в целом ведет к кризису фискальной политики.

С позиции «умеренных консерваторов» социальное государство несет в себе мощный заряд социального прогресса и социальной стабильности, а механизмом осуществления этих тенденций они считают государственное регулирование экономических и социальных процессов в контексте выравнивания уровня качества жизни.

«Либеральная традиция» предполагает минимальное вмешательство государства в частную жизнь граждан, что достигается путем упрощения его функций и максимальной децентрализацией. Основная задача социального государства признается прежней - осуществление гарантии социально-экономических и гражданских прав.

«Социал-демократы» отводят ключевую роль социальному государству в достижении социальной

гармонии, так как оно снижает риск негативных проявлений рыночной экономики (стихия рынка) и способствует социальной стабильности общества.

«Неомарксисты» опираются и полностью разделяют базовое положение классического марксизма о «невозможности трансформации капитализма в более справедливый строй», поскольку антагонистические противоречия между трудом и капиталом в рамках капитализма не могут

быть разрешены. Поэтому социальное государство воспринимается ими как капиталистическое, и в силу этого оно коренным образом заинтересовано в сохранении капиталистической системы. Относительная социальная гармония общества формируется путем государственного планирования

и колоссальных расходов на ее достижение, а общий кризис капитализма тем не менее, по их глубокому убеждению, все еще неизбежен.

С точки зрения «зеленых» социальное государство порочно, его успехи кратковременны, экономический рост производства и потребления не благо, поскольку этот рост основан на нерациональном потреблении природных ресурсов, ведет к загрязнению среды, затрагивая основы жизнедеятельности и человеческой природы.

С их точки зрения, приоритетная роль государства должна проявляться в гармоничном сочетании экономического роста и повышения благосостояния граждан со сбалансированной и щадящей политикой в вопросах охраны окружающей среды.

Наконец, «феминистские» движения ведущую роль социального госу дарства видят в помощи женщинам, считая этот институт единственным, способным коренным образом изменить статус женщин в обществе. Они указывают на наличие «мужского шовинизма», который распространяется

на все сферы общества - политическую, экономическую, социальную, культурную, профессиональную. Задача государства - проводить социальную политику, существенно улучшающую положение женщин в обществе.

Противоречивые мнения высказываются о реальных возможностях социального государства - достижении общей цели в обществе. Так, «умеренные консерваторы», «либералы» и «социал-демократы» ее достижение считают возможной. «Новые правые», ссылаясь на различие интересов в обществе, уповают на ее достижение в условиях войны. Этой же позиции придерживаются «неомарксисты», руководствуясь лишь иной аргументацией. В рядах «феминисток» единство отсутствует: позиция одних - интересы мужчин и женщин принципиально различны, другие убеждены, что совпадение интересов возможно лишь в экстремальных условиях.

Таким образом, отношение к социальному государству и его оценки неоднозначны и в целом определяются многообразием и направленностью различных базовых идеологических ценностей, социальных ориентиров и установок. При всем многообразии оценок и подходов в оценке феномена социального государства всецело доминирует представление о нем как о наиболее оптимальном, социально справедливом и эффективном устройстве общества в условиях современного мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: