Тема 5. Методы обучения
План
1. Методы обучения. Критерии выбора методов обучения.
2. Классификации методов обучения.
3. Современные методы обучения. Основные требования в условиях ФГОС.
4. Активные и интерактивные методы обучения.
5. Проектный метод как один из актуальных.
6. Методы, приемы, средства обучения.
Список литературы
1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия/ Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдулиной- 2-е изд. (Серия «Учебники, учебные пособия»). – Ростов н/Д: «Феникс». 2002. – 512 с. С.171-172.
2. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: [учеб. пособие] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 282 с. - (Серия "Высшее образование") Экземпляры: всего:1 - Ч.з.1(1). С.144-146.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004.
4. Педагогика: Уч. пособие / Под ред Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.
5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов университетов и пед. институтов / И. П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с..
Авторская школа
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.
Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной техно прической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
• Инновационносгпь: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих
Структура презентации
1.Название образовательной организации
2.Тип образовательной организации
Статья 23. Типы образовательных организаций ФЗ «Об образовании в РФ»
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
3. Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
Концепция (conceptio –система понимания) – это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел (стратегия) для решения любой задачи.
4.Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
5.Общая характеристика школы (направленность деятельности, месторасположение, количество классов, контингент, педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение и др.)
6.Направленность деятельности (урочная и внеурочная деятельность)
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- коррекция и личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- социальная адаптация личности;
- предпрофессиональная подготовка обучающихся через дополнительное образование и систему классных часов.
7.Направления и содержание внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
-спортивно-оздоровительное;
-духовно-нравственное;
-общеинтеллектуальное;
-общекультурное;
-социальное
Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки
Направление
Целевые установки