Вначале работаем над гласными.




Консультация

Речь начинается со звукоподражаний

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребѐнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даѐт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребѐнок повторяет за ним.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно

переходить к речевому подражанию:

Вначале работаем над гласными.

- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.

Обращаем внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда

поѐм. - У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что

губы растянуты в улыбку.

- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

- Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».

- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определѐнный смысл.

- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперѐд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

- Поѐт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

- Поѐт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ѐжики

 

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова. • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает

зарядку – ух!

• Подражание бытовым шумам:

часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

• Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бум-бум, дудочка – ду-ду и другие различные аморфные слова:

ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов. Сначала это простые короткие слова - мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».

«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».

«Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».

«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"»

«Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».

«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"».

«Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».

«Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».

«Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».

«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».

Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.

 

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо

ПОМНИТЬ:

 

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

 

2. Использовать картинки или игрушки.

 

3. Артикуляция должна быть чѐткой, ребѐнок должен видеть

движения органов артикуляции взрослого.

 

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

 

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

 

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице.

Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина,

напоминаем «Би-би».

 

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании

иллюстраций к ним.

Учитель – логопед: Иванова Л.В. АНО «Центр развития и коррекции «Дом надежды» МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: