Консультация
Речь начинается со звукоподражаний
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребѐнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даѐт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребѐнок повторяет за ним.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно
переходить к речевому подражанию:
Вначале работаем над гласными.
- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.
Обращаем внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда
поѐм. - У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что
губы растянуты в улыбку.
- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
- Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».
- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определѐнный смысл.
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперѐд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
- Поѐт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
|
- Поѐт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ѐжики
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова. • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):
собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает
зарядку – ух!
• Подражание бытовым шумам:
часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
• Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бум-бум, дудочка – ду-ду и другие различные аморфные слова:
ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова - мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
|
«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».
«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».
«Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».
«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"»
«Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».
«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"».
«Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».
«Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».
«Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».
«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».
Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо
ПОМНИТЬ:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть чѐткой, ребѐнок должен видеть
движения органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице.
Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина,
напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании
иллюстраций к ним.
Учитель – логопед: Иванова Л.В. АНО «Центр развития и коррекции «Дом надежды» МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»