Урок 15. Леса России
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц |
Основные понятия | тайга, смешанный лес, широколиственный лес |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучат в записи голоса птиц. Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) –В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся? | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: кроссворд. | – Разгадайте кроссворд . Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. | Разгадывают кроссворд. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная, кол- | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Индивидуальная работа по карточкам | 3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни | лективная | логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | |||
III. Изучение нового материала | Работа с картой. Рассказ учителя о растительном мире зоны лесов. | – Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? –Где находится зона лесов относительно зоны тундры? –В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? –Какая поверхность у зоны лесов? –Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. –Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? –Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. | показывают на карте. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес». | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа по учебнику | –Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» в учебнике (с. 100–101), назовите животных этой зоны. | Выполняют задание | Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; |
Продолжение табл.
–Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание | проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |||||
IV. Практическая деятельность | Составление схемы «Леса России». Составление цепей питания. Задания из электронного приложения к учебнику | – Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. –Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | заполняют схему в тетради. Составляют цепи питания. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические сред- ства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую | Устные ответы, записи в тетради |
Окончание табл.
саморегуляцию в ситуации затруднения | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной познакомились? – В каких лесах вы были? – Что вам больше всего понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 105). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)
12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
Ключевые слова: Таймырский заповедник.