Золотой век русской литературы
- 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в XIX веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII-XVIII веков. XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
- Как вы думаете, какие писатели творили в XIX веке?
- К «золотому веку» мы отнесем А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева.
- Центральной фигурой литературы XIX столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И, невзирая на столь великое влияние романтического направления, он вместе с А.С.Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы как поэзии реальности.
Знакомый и незнакомый А.С.Пушкин
- В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.
- В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов. В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.
Пушкин Василий Львович (1766 -1830) - дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».
В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих. Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И.Пущина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера, М.Яковлева.
Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.
Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее.
- Что случилось с А.С.Пушкиным после лицея? Куда он попал?
- В 7 классе мы будем проходить известные произведения писателя «Медный всадник», «Полтава», «Станционный смотритель»
- Как же оборвалась жизнь Пушкина?
Чтение (с пометками в рабочих тетерадях) статьи учебника с.93-94 (о каких фактах биографии мы не вспомнили?)
Чтение статьи учебника «Творческая лаборатория писателя» (с.95-96)
Работа над отрывком их поэмы «Полтава»
- В каком году произошла Полтавская битва? (1709)
- Кто возглавил шведских завоевателей? (король Карл 12)
- В чем проявилось мастерство Петра-полководца? (возвел редуты, отступил, обстрелял артиллерией, собрал силы и уничтожил врага)
- Что такое редут? (прямоугольное земляное укрепление)
Чтение отрывка из поэмы, ответы на вопросы.
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения:
– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»?
– Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под
– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
Работа над отрывком их поэмы «Медный всадник»
Северная война длилась война с 1700 по 1721 гг. Россия добилась победы. Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.
– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
– О каком городе идет речь?
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин «Медный всадник»
Чтение отрывка.
– Как автор описывает места, где решили построить город?
– Как понимаете «В Европу прорубить окно?
– Какую роль должен сыграть город на Неве?
– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город?
– За что Пушкин любит Петербург?
– Какова интонация каждой строфы?
– Каковы чувства?
Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?
История написания, анализ
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.
По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
- А что такое поэма? Какие её характерные особенности?
(Запись в тетрадь определения. Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.