История написания, анализ




Золотой век русской литературы

- 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в XIX веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII-XVIII веков. XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

- Как вы думаете, какие писатели творили в XIX веке?

- К «золотому веку» мы отнесем А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева.

- Центральной фигурой литературы XIX столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И, невзирая на столь великое влияние романтического направления, он вместе с А.С.Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы как поэзии реальности.

Знакомый и незнакомый А.С.Пушкин

- В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.

- В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов. В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.

Пушкин Василий Львович (1766 -1830) - дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».

В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих. Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И.Пущина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера, М.Яковлева.

Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.

Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее.

- Что случилось с А.С.Пушкиным после лицея? Куда он попал?

- В 7 классе мы будем проходить известные произведения писателя «Медный всадник», «Полтава», «Станционный смотритель»

- Как же оборвалась жизнь Пушкина?

Чтение (с пометками в рабочих тетерадях) статьи учебника с.93-94 (о каких фактах биографии мы не вспомнили?)

Чтение статьи учебника «Творческая лаборатория писателя» (с.95-96)

Работа над отрывком их поэмы «Полтава»

- В каком году произошла Полтавская битва? (1709)

- Кто возглавил шведских завоевателей? (король Карл 12)

- В чем проявилось мастерство Петра-полководца? (возвел редуты, отступил, обстрелял артиллерией, собрал силы и уничтожил врага)

- Что такое редут? (прямоугольное земляное укрепление)

Чтение отрывка из поэмы, ответы на вопросы.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения:

– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»?

– Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Работа над отрывком их поэмы «Медный всадник»

Северная война длилась война с 1700 по 1721 гг. Россия добилась победы. Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.

– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)

– О каком городе идет речь?

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Чтение отрывка.

– Как автор описывает места, где решили построить город?

– Как понимаете «В Европу прорубить окно?

– Какую роль должен сыграть город на Неве?

– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город?

– За что Пушкин любит Петербург?

– Какова интонация каждой строфы?

– Каковы чувства?

Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?

История написания, анализ

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.

По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.

- А что такое поэма? Какие её характерные особенности?

(Запись в тетрадь определения. Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).

Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: