Понедельник)
Дисциплина: «История Отечества»
Группа 78
Урок № 41
Тема. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Цель: привлечь обучающихся к пониманию и критическому осмыслению процессов развития культуры в 20-е годы ХХ века, которые привели к ломке общественных, государственных, культурных устоев страны.
Методические материалы к уроку.
Политика советского государства, направленная на развитие культуры СССР, получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции ее результат – человек.
Руководители культурной революции.
Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей, изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.
«Комиссаром при наркоме» называл В. И. Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).
Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.
Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В. И. Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.
|
Партийный контроль над духовной жизнью.
В августе 1921 года состоялся процесс над некой Петроградской боевой организацией. Ее активные деятели были расстреляны, среди них и поэт Гумилев, в конце августа 1922 года из России отправился так называемый «философский пароход»: около 160 учёных и деятелей культуры с «чуждыми взглядами» были высланы за границу. Среди них философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков, социолог Питирим Сорокин.
Советская власть поставила перед художественной интеллигенцией задачу создания новой пролетарской культуры. Раздавались призывы выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Было создано несколько объединений сторонников этих идей: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств и другие. Переоценка культурного наследия принимала иногда анекдотические формы. Так, сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» клеймилась как чуждая пролетарской культуре за «воспевание мещанского счастья».
В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был препятствовать проникновению в печатные издания «вредных» идей, «враждебных» выпадов против марксизма и политики большевиков. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
Сменовеховство.
|
После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция. В среде русской эмиграции сформировалось два подхода к Советской России.
В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»
Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.
Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.
Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.
Дело интеллигенции – способствовать реализации программы по созданию великой России.
Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:
- позволяла расколоть эмиграцию;
- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра.
«Сменовеховство» с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А. Толстой, С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн.
|
Ликвидация неграмотности.
С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73% страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85%. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народов вообще не имели письменности.
В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь – на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.
К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79%, а в деревне 43%. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени, чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными, как и 4 % принятых в партию в 1926 г.