Ликвидация неграмотности.




Понедельник)

Дисциплина: «История Отечества»

Группа 78

Урок № 41

Тема. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Цель: привлечь обучающихся к пониманию и критическому осмыслению процессов развития культуры в 20-е годы ХХ века, которые привели к ломке общественных, государственных, культурных устоев страны.

 

Методические материалы к уроку.

Политика советского государства, направленная на развитие культуры СССР, получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции ее результат – человек.

Руководители культурной революции.

Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей, изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В. И. Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В. И. Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.

 

Партийный контроль над духовной жизнью.

В августе 1921 года состоялся процесс над некой Петроградской боевой организацией. Ее активные деятели были расстреляны, среди них и поэт Гумилев, в конце августа 1922 года из России отправился так называемый «философский пароход»: около 160 учёных и деятелей культуры с «чуждыми взглядами» были высланы за границу. Среди них философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков, социолог Питирим Сорокин.

Советская власть поставила перед художественной интеллигенцией задачу создания новой пролетарской культуры. Раздавались призывы выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Было создано несколько объединений сторонников этих идей: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств и другие. Переоценка культурного наследия принимала иногда анекдотические формы. Так, сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» клеймилась как чуждая пролетарской культуре за «воспевание мещанского счастья».

В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был препятствовать проникновению в печатные издания «вредных» идей, «враждебных» выпадов против марксизма и политики большевиков. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

 

Сменовеховство.

После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция. В среде русской эмиграции сформировалось два подхода к Советской России.

В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»

Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.

Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.

Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.

Дело интеллигенции – способствовать реализации программы по созданию великой России.

Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:

- позволяла расколоть эмиграцию;

- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра.

«Сменовеховство» с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А. Толстой, С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн.

 

Ликвидация неграмотности.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73% страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85%. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народов вообще не имели письменности.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь – на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79%, а в деревне 43%. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени, чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными, как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: