А.С.Пушкин после лицея. Петербургский период.




І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

А.С.Пушкин после лицея. Петербургский период.

Слово учителя.

В конце XVIII — начале XIX в. в образовании дворянина главной целью было воспитание гармонически развитой личности. В непременный набор общепринятых представлений входило обязательное владение несколькими иностранными языками, наличие познаний в области философии, истории, литературы, умение музицировать, танцевать, фехтовать, ездить верхом. Рисованию (кистью, карандашом, пером) начинали обучать с раннего возраста.

А.С. Пушкин оставил огромное графическое наследие. Несколько тысяч рисунков, из которых большинство — портретные изображения и наброски. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они — словом. Рисунки либо повторяли текст, либо подчеркивали его, усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения.

Прочитайте стихотворение В.А. Рождественского «Памятник юному Пушкину» («Баловень лицейской легкой славы...»).

ПАМЯТНИК ЮНОМУ ПУШКИНУ

 

Распахнув сюртук свой, на рассвете

Он вдыхал все запахи земли.

А вокруг играли наши дети,

Липы торжествующе цвели.

 

Бабочки весенние порхали

Над его курчавой головой.

Светлая задумчивость печали

Шла к нему — и был он как живой.

 

Вот таким с собою унесли мы,

Чтоб хранить во фронтовой семье,

Образ светлый и неповторимый —

Юношу на бронзовой скамье.

 

И когда в дыму врага, в неволе,

Задыхался мирный городок,

Ни один боец без горькой боли

Вспомнить об оставшемся не мог.

 

Вот они, годов военных были:

Словно клад бесценный, в глубь земли

Руки друга памятник зарыли

И от поруганья сберегли.

 

Мы копали бережно, не скоро,

Только грудь дышала горячо.

Вот он! Под лопатою сапера

Показалось смуглое плечо.

 

Голова с веселыми кудрями,

Светлый лоб — и по сердцам людским,

Словно солнце, пробежало пламя:

Пушкин встал — и жив и невредим!

 

* * * * *

 

Баловень лицейской легкой славы,

Спутник Батюшкова и Шолье,

Арапчонок смуглый и курчавый,

Он присел на бронзовой скамье.

 

И в тени пятнистой и неяркой,

Взглядом провожая облака,

Под листвой дряхлеющего парка

Молодым остался на века.

2.8. Заполнение правой части таблицы.

Биография А.С.Пушкина Мои замечания об услышанном
Служба в Коллегии иностранных дел  
Литературное общество «Арзамас»  
Кружок «Зелёная лампа»  
Первые тайные общества. «Союз спасения», «Союз благоденствия»  
Вольнолюбивые стихи  

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания лицея Пушкиным изменилась.

Если последний год лицея прошел идеологическим влиянием "Арзамаса", то теперь, когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ.

В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первые впечатления Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширению политического кругозора содействовало знакомство с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал дружеские отношения еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аракчеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ.

Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати. В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр "болен" политикой и носит совершенно нетеатральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского и принадлежит "левому флангу" театральных кресел. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы "Руслана и Людмилу". В петербургский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной). Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства.

Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Собралась “гроза”: Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. 6 мая Пушкин уже должен был выехать из Петербурга. На тот момент "Руслан и Людмила" уже находились в печати, а выпуск своего сборника стихов он доверил Всеволожскому.

- Какое влияние оказало пребывание в Петербурге на формирование мировоззрения А.С.Пушкина?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: