Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».
Оценки:
а) Разговорная речь.
2 балла – Беглая речь без запинок
1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла – Преимущественно простые предложения.
1 балл – Преимущественно неполные предложения.,
0 баллов – Построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
2 балла – Четкое произношение звуков.
1 балл – Нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидере) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Таблица 1
Суммарный показатель | Проценты |
96,5 | |
108,5 | |
Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2
Компоненты умственного развития | Номера заданий |
1. Обучаемость (как способность к обучению) | 3, 8, 12 |
2. Уровень образования понятий | 1,4,13 |
3. Уровень развития речи | 1, 15 |
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) | 1, 4, 9, 13 |
5. Овладение отношениями множеств | 5, 6, 7, 8 |
6. Знание форм, их различий | 9, 11 |
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия | 2, 10, 11, 13, 14 |
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве | |
9. Умение классифицировать предметы | 7,9 |
10. Память | 3, 12 |
Регистрационный бланк к тесту
Таблица 3
Номера заданий | Ответы ребенка | Примечания | Оценки |
Рисунки