Химия
Билет №5
1.Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Предметные компетенции по химии.
Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Функции:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
· создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
· контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· искать и использовать необходимые средства достижения;
· обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
|
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания. Учитель химии основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Цели химического образования в основной школе:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
-умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
-формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
-приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
|
На уроках химии развитие УУД возможно через систему разных заданий, например:
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы: «Химия в быту», «Химия в профессии моих родителей», «Йод и его роль для моего здоровья», «Химия в криминалистики (археологии, медицине и т.д.)».
- познавательные действия формируются в разных заданиях, например: закончить уравнение реакции. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны:
1.определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;
|
2. определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
3.определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
4.уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.
Для формирования коммуникативных действий (умение работать в парах (группах)) часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, при работе в парах я даю задание на проверку усвоения терминов по изучаемой теме, проверку знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Часто предлагаю ребятам при изучении нового материала или его повторении работу по группам, например: в 8 классах при обобщении темы «Основные классы неорганических соединений», я предлагаю ребятам в ходе урока решить такую задачу: «Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка, школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному химику определить вещество.» В ходе решения данной задачи учащиеся должны определить формулу соединения и описать его свойства. Ребята работают в группах, после решения задачи представляют решение всем и рассказывают о данном веществе.
Самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, произвести поиск и выделение необходимой информации, проанализировать полученные знания, создать алгоритм своей деятельности при решении данного творческого задания.
Изучить объект с целью выделения признаков (существенных и несущественных),сравнить полученные знания об углероде и его лиотропных модификациях, объяснить различие алмаза и графита, составить план своего ответа, выполнить практическую часть и защитить ее в разной форме.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии.
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован традиционно. Просто лекциями и перессказыванием учебника не обойтись.
Следовательно, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Выделяются следующие их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: а) реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; б) повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий; в) формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; г) формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Реализация универсальных учебных действий осуществляется на основе сформированных универсальных учебных умений (УУУ). Следовательно, особенности преподавания химии в 2012/2013 учебном году связаны с реализацией принципа от универсальных учебных умений к универсальным учебным действиям в области предметных компетенций. Предметными компетенциями, как известно, полагают единство знаний, 38 умений и опыта действий по определенному кругу вопросов в заданной предметной области.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:
1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;
2) систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
3) овладение химической терминологией и символикой;
4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; 5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов;
6) способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева;
7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений; 8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;
9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;
10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.
В группе специфических для химического образования предметных умений известный ученый методист-химик М.С.Пак выделяет следующие 10 типов умений:
• организационно-предметные (умения планировать химический эксперимент, ход решения химической задачи, готовить рабочее место в химическом кабинете, ликвидировать последствия химического опыта);
• содержательно-интеллектуальные (умения преобразовать и применять химические знания, применять методы химических наук);39
• информационно-коммуникативные (умения извлекать химическую информацию при чтении химических уравнений, формул, текстов, схем, общаться на языке ихимической науки, кодировать информацию на химическом языке);
• химико-экспериментальные (умения выполнять химический эксперимент, собирать, использовать и рабирать химические приборы, аппараты и установки, интерпретировать, оформлять результаты химических опытов);
• расчетно-вычислительные (умения решать расчетные, расчетно- экспериментальные и качественные задачи, использовать вычислительную технику при решении химических задач);
• оценочно-методологические (умения давать оценку имеющимся химическим знаниям, методам, явлениям и применять усвоенные нормы отношений к химическим явлениям);
• изобразительно-графические (умения применять педагогическую графику и изобразительные средства при раскрытии сущности химических объектов и их свойств);
• конструктивно-моделирующие (умения конструировать и применять структурно и функционально подобные модели химических объектов макро- и микромира);
• самообразовательные (умения осуществлять саморефлексию, самоконтроль и самооценку в процессе химического образования);
• творческие (умения применять химические знания с целью решения нового класса задач, осуществлять перенос знаний для их использования в новых нестандартных ситуациях). Кроме того, на уроках химии следует уделять внимание формированию ценностных отношений к труду, наукам, образованию, культуре, технике (технологиям, производству), природе (миру, космосу), обществу (человеку, здоровью)
2.Напишите трипептид Гис-Лиз-Три.
Билет №5
Биология
Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Физические и фотохимические процессы. Образование энергии в мембране тилакоида.
Зеленые растения — биологи называют их автотрофами — основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Кроме того, воздух, которым мы дышим, благодаря фотосинтезу насыщается кислородом. Суммарное уравнение фотосинтеза выглядит так:
вода + углекислый газ + свет → углеводы + кислород
Растения поглощают углекислый газ, образовавшийся при дыхании, и выделяют кислород — продукт жизнедеятельности растений. К тому же, фотосинтез играет важнейшую роль в круговороте углерода в природе.
Фотосинтез начинается с того, что излучаемые солнцем фотоны попадают в особые пигментные молекулы, находящиеся в листе, — молекулы хлорофилла. Хлорофилл содержится в клетках листа, в мембранах клеточных органелл хлоропластов (именно они придают листу зеленую окраску). Процесс улавливания энергии состоит из двух этапов и осуществляется в раздельных кластерах молекул — эти кластеры принято называть Фотосистемой I и Фотосистемой II. Номера кластеров отражают порядок, в котором эти процессы были открыты, и это одна из забавных научных странностей, поскольку в листе сначала происходят реакции в Фотосистеме II, и лишь затем — в Фотосистеме I.
ФОТОСИ́НТЕЗ - уникальный физико-химический процесс, осуществляемый на Земле всеми зелеными растениями и некоторыми бактериями и обеспечивающий преобразование электромагнитной энергии солнечных лучей в энергию химических связей различных органических соединений. Основа фотосинтеза — последовательная цепь окислительно-восстановительных реакций, в ходе которых осуществляется перенос электронов от донора — восстановителя (вода, водород) к акцептору — окислителю (СО2, ацетат) с образованием восстановленных соединений (углеводов) и выделением O2, если окисляется вода.
Фотосинтез играет ведущую роль в биосферных процессах, приводя в глобальных масштабах к образованию органического вещества из неорганического. Фотосинтезирующие организмы, используя солнечную энергию в реакциях фотосинтеза, осуществляют связь жизни на Земле со Вселенной и определяют в конечном итоге всю ее сложность и разнообразие. Гетеротрофные организмы — животные, грибы, большинство бактерий, а также бесхлорофилльные растения и водоросли — обязаны своим существованием автотрофным организмам — растениям-фотосинтетикам, создающим на Земле органическое вещество и восполняющим убыль кислорода в атмосфере. Человечество все более осознает очевидную истину, впервые научно обоснованную К.А. Тимирязевым и В.И. Вернадским: экологическое благополучие биосферы и существование самого человечества зависит от состояния растительного покрова нашей планеты.
Фотофизические и фотохимические процессы, инициируемые ультрафиолетовым излучением, с чисто химической точки зрения не приводят к какому-либо превращению вещества, а затрагивают лишь отдельные стадии сложных химических реакций.
Для фотофизических и фотохимических процессов в многоатомных молекулах большое значение имеет их строение.
Во многих случаях, фотофизические и фотохимические процессы связаны с образованием триплетных возбужденных молекул или триплетных экситонов.
Энергия кванта излучения, поглощенная молекулой, может расходоваться в фотофизических и фотохимических процессах. В результате фотофизических процессов происходит рассеивание поглощенной энергии или передача ее другим молекулам.
Одной из основных задач фотохимика является установление природы и определение эффективности первичных фотофизических и фотохимических процессов. Именно таким путем можно найти связь между спектроскопическими свойствами, структурой молекулы и путями фотопроцесса. Из-за больших трудностей, встречающихся в подобных работах, в настоящее время ощущается недостаток количественных данных такого рода. Если в результате первичного процесса образуется устойчивый продукт, то квантовый выход этого продукта служит непосредственной мерой эффективности этой стадии. Однако бывает трудно доказать, что данный продукт является первичным продуктом, а также установить природу возбужденного состояния, из которого он возникает, и оценить первичный квантовый выход образования свободных радикалов или возбужденных молекул.
Важно заметить, что из правила сохранения спина вытекает разная реакционная способность при фотофизических и фотохимических процессах переноса энергии от электронно-возбужденного атома или молекулы к триплетным или синглетным молекулам. Поэтому правило Вигнера широко применяется к фотофизическим спектроскопическим процессам. Эти работы привели к созданию эффективных конверторов инфракрасного излучения в видимое без предварительного возбуждения и к развитию новых представлений о механизме явления сенсибилизации фотофизических и фотохимических процессов, в том числе очувствления (оптической сенсибилизации) фотографических материалов к длинноволновому излучению. Установленная авторами широкая распространенность кооперативных явлений открывает новые пути к изучению и таких важнейших, тем не менее далеко н & ясных даже в основных звеньях явлений природы, как фотосинтез.
Чтобы рационально подойти к объяснению этих общих наблюдений, весьма существенно дифференцировать первичные и вторичные реакции, а также, насколько это возможно, оценить относительные эффективности первичных фотофизических и фотохимических процессов.
Из других видов энергии в процессах тонкого химического-синтеза представляют интерес: перенос оптического излучения, энергии акустических колебаний, ионизирующего излучения. Процесс переноса оптического излучения происходит в фотофизических и фотохимических процессах, перенос энергии акустических волн - в звукохимических процессах и при перемешивании при помощи ультразвуковых колебаний, ионизирующего излучения - радиационно-химических процессах.
2. Домашняя работа по биологии, ее задачи, содержание, организация. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии. Организация самостоятельных и практических работ учащихся.
В связи с ограничением времени, отведенного на занятия непосредственно в классе, необходимо давать дополнительные задания на дом. Их методическая ценность объясняется возможностью закрепить знания и умения.
Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой.
Процесс усвоения знаний на уроке протекает у каждого ученика индивидуально. Между тем решить вопрос об индивидуализации обучения на уроке при существующей наполняемости классов не всегда представляется возможным. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Как бы не был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения биологии. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:
- работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными умениями, выполнение заданий);
- чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы о природе;
- использование энциклопедий, определителей;
- подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;
- практическая работа с натуральными объектами (наблюдения, экспериментирование, оформление результатов работы);
- моделирование природных процессов и явлений;
- изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.
Образовательное и воспитательное значение домашней работы в большой мере зависит от содержания и характера заданий. Их следует различать. Содержание задания определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер задания свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям (запоминание, сравнение, поиск главного и т.д.). Эти две стороны очень важны, так как нацеливают на отбор материала и проектируют развитие определенных приемов умственной и трудовой деятельности в усвоении данного содержания.
Домашние задания должны отвечать ряду требований:
- быть конкретными и целенаправленными;
- обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;
- вызывать познавательный интерес и активность учащегося;
- развивать самостоятельность и творчество ученика;
- способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.
Домашние задания по биологии весьма разнообразны. Большинство учителей дает учащимся задание прочитать дома параграф учебника и ответить на вопросы в конце его. Однако в качестве домашней работы могут быть и практические задания по наблюдению за живыми объектами, закладке опытов, зарисовке и фотографированию, написанию рефератов, подготовке докладов и пр.
В качестве самостоятельных домашних работ практического характера, например, по курсу "Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники", в 6 классе чаще всего используют следующие темы: значение воды, тепла и воздуха для прорастания семян; значение семядолей двудольных растений и эндосперма однодольных; определение процента всхожести семян; рост корня; значение корневых волосков; скорость роста побегов; развитие побега из почки; строение почек; передвижение питательных веществ по стеблю; позеленение клубней картофеля; проращивание клубня картофеля и луковицы лука; вегетативное размножение растений стеблевыми, корневыми и листовыми черенками; развитие корней на древесных побегах (ивы, тополя, смородины); влияние света на рост растений, выявление геотропизма и гелиотропизма; развитие плесневых грибов.
По курсу "Человек" домашние задания во многом связаны с самонаблюдением: подсчитать пульс до физической нагрузки и после нее, выявить чувствительность вкусовых зон языка (на сладкое, горькое, соленое и кислое), пронаблюдать изменение грудной клетки при вдохе и выдохе и др.
Особенно важны домашние задания, имеющие целью сопоставить и сравнить, отметить признаки сходства и отличия у изучаемых предметов и явлений, выявить причинность природных явлений. Такие задания дают возможность учащемуся глубже осмыслить изучаемый материал. Подобную работу целесообразнее выполнить в таблицах. Их различные виды в Рабочих тетрадях по биологии ориентируют учащихся на сравнение, усвоение и применение термина научных теорий, на выявление сущности биологических законов, закономерностей, установление причины, связи строения с функциями и пр.
Некоторые таблицы заполняются дома по материалам одного урока (например, "Сравнение признаков двух популяций у вида", "Сравнение цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений", "Сравнение лягушки и жабы", "Сравнение разных отделов кишечника человека", "Сравнение растительной и животной клетки" и др.). Но многие таблицы, как правило, заполняют в течение нескольких дней. Например, "Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые", "Эволюция нервной системы у многоклеточных животных", "Основные признаки представителей разных отделов высших растений" и др. заполняют после изучения животных, относящихся к данному классу, а также классов и семейств растений.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить схему (например, цепи питания, круговорот веществ и др.) или сделать рисунок. Рисунки могут быть направлены на изучение особенностей строения органа, организма. Так, в задании по ботанике - зарисовать и подписать части цветка, на рисунке показать строение семени однодольного и двудольного растения; по зоологии - нарисовать амебу и обозначить ее части, по анатомии - зарисовать схему строения нервной клетки, почки и др.
Одним из наиболее важных вопросов в организации домашней работы является ее объем. Общим недостатком, который обычно наблюдается в практике работы учителей биологии (особенно в старших классах), является перегрузка учащихся домашними заданиями.
Организация домашней работы, ее объем и правильная дозировка заданий имеют принципиальное значение. Оптимальный объем домашних заданий определяется рядом методических условий:
- объем заданий планируется с учетом бюджета и структуры свободного времени учащегося;
- учитываются выполненная работа в классе и степень усвоения знаний на уроке;
- задание логически вытекает из содержания урока;
- задание доступно с точки зрения количества и сложности;
- задание направлено на решение важных познавательных задач, а не на механическое чтение учебника или копирование из него рисунка.
Иногда учитель дает коллективные домашние задания по группам, одинаковые или разные в зависимости от их содержания и плана учителя. Учащиеся могут обращаться за помощью к учителю, но основные вопросы они решают самостоятельно. Такие задания могут быть связаны с уроками игрового содержания. Как правило, учителя продумывают коллективное домашнее задание к обобщающим урокам.
Совершенствование учебного процесса на уроке и комплексный подход к изучению явлений природы всегда находят отражение в домашних заданиях. Система домашних работ по биологии оптимизирует процесс обучения. В связи с этим домашние задания имеют следующую направленность:
- закрепление и применение знаний, полученных на уроках;
- формирование умений и навыков - наблюдение природных объектов и явлений, постановка опытов с живыми объектами, применение знаний в практике (выращивание растений и уход за домашними животными);
- усвоение новых знаний и повторение материала, изученного на предыдущих уроках;
- работа с дополнительной литературой;
- подготовка к зачетам. При этом школьники заранее получают перечень вопросов, на которые они должны ответить;
- применение знаний в новой ситуации, для развития творческих способностей, инициативы, мыслительной деятельности;
- самостоятельное изучение нового материала. Эти задания даются крайне редко и, как правило, связаны с нестандартными ситуациями в процессе обучения (отсутствие ученика на уроках по состоянию здоровья). Разумеется, это не означает, что все вышеназванные задания должны даваться на каждом уроке.
Большое значение имеют предварительные домашние работы по постановке опытов или наблюдений в природе до их изучения в классе. Полученные результаты учащиеся демонстрируют на уроке. В таком случае школьники участвуют в решении поставленной проблемы, в творческом осмыслении нового материала на уроке.
На дом сначала задают простые работы, в дальнейшем и более сложные наблюдения и эксперименты. По всем этим работам учащиеся должны подготовить краткие сообщения, основные положения записывать в рабочую тетрадь или оформить на особых листах бумаги для оценки учителем.
Для повышения эффективности выполнения домашнего задания учитель может предложить учащимся вопросы для самоконтроля, которые должны отличаться от основных заданий. Нередко ученикам предлагают различные тесты. Проверить себя - значит сравнить полученные результаты с каким-либо эталоном, выбрать правильный ответ.
Эффективность домашней работы зависит от степени подготовленности учеников к ее выполнению. Учитель дает рекомендации о последовательности выполнения отдельных составляющих частей домашнего задания, о дополнительных источниках, которые можно привлечь для изучения данного вопроса. Продуманная работа учителя в плане домашних заданий способствует успешному процессу обучения, воспитания и развития.
Вид учебной деятельности | Цель организации | Формируемые у учащихся навыки | Особенности организации работы |
Практические работы | Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов. | Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание,инструментальные методы. | В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся. |
Лабораторные работы | Исследовательская работа учащихся на уроке. | Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся. | Проводятся на уроке.Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. |