Налоговая декларация и налоговый контроль




 

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговую декларацию предоставляют:

индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, - по доходам от предпринимательской деятельности;

нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, - по доходам, полученным от такой деятельности;

физические лица - по доходам, полученным ими от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, независимо от размера полученных в данном случае сумм;

физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных между ними гражданско-правовых договоров или договоров аренды любого имущества;

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, которые получили в истекшем налогом периоде доходы из источников находящихся за пределами России, - исходя из сумм этих доходов;

физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, на тотализаторе или других основанных на риске играх, исходя из сумм выигрышей независимо от их размера;

физические лица, получившие другие доходы, налог по которым не был удержан при их выплате налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Помимо обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, установленной Налоговым кодексом РФ для вышеперечисленных категорий плательщиков, физические лица - налогоплательщики имеют право добровольно подать декларацию по налогу для получения:

стандартных налоговых вычетов, если они не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере налоговым агентом в течение налогового периода;

социальных налоговых вычетов;

имущественных налоговых вычетов в части имущественных вычетов;

профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Если этот срок приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 года №ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» были утверждены форма налоговой декларации 3-НДФЛ и порядок ее заполнения. Декларация по форме 3-НДФЛ, утвержденная настоящим приказом, представляется в налоговые органы, начиная с налогового периода 2010 года. Порядок заполнения декларации по форме 3-НДФЛ представлен в Приложении №2 данного приказа.

В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. В налоговой декларации по форме 3-НДФЛ приводятся следующие основные показатели:

персональные данные на налогоплательщика - фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес, ИНН и т.д.;

суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета;

заполняются разделы, где производятся расчеты налоговой базы и сумм налога на доходы физических лиц, облагаемые по различным ставкам;

производятся расчеты сумм налоговых вычетов (стандартных, социальных, профессиональных, имущественных);

приводится расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами;

другие показатели.

К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Вместе с декларацией 3-НДФЛ подается декларация 4-НДФЛ. Декларация формы 4-НДФЛ подается с целью указания суммы предполагаемого дохода, определяемого налогоплательщиком, на основании которой налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий налоговый период.

Декларация формы 4-НДФЛ заполняется физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, в следующих случаях:

1) появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ).

2) значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ).

Форма декларации 4-НДФЛ утверждена Приказом Федеральной налоговой службой от 27 декабря 2010 г. №ММВ-7-3/768@ «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)». Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ) представлена в Приложении №1 к Приказу. Порядок заполнения и формат налоговой декларации 4-НДФЛ представлены в Приложениях №2 и №3.

За непредставление декларации в случаях, когда налогоплательщик обязан был это сделать, ст. 119 НК РФ предусматривает штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Кроме штрафа за непредставление декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Неуплата большой суммы налога образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п. 2 ст. 198 УК РФ).

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей.

Предоставление налоговых деклараций по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ помогает налоговым органам определить величину доходов налогоплательщиков, сумму налога, а так же выявить нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Налоговая декларация является основным документом позволяющим осуществлять процедуру налогового контроля.

Правовой основой налогового контроля в РФ является раздел V НК РФ (Налоговая декларация и налоговый контроль) и Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Государственный налоговый контроль - это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий формирования денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, а также совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль - завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.

Контрольная деятельность государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, что является конечной (стратегической) целью налогового контроля.

Основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:

обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;

обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;

предупреждение нарушений налогового законодательства;

возмещение ущерба. причиненного государству в результате налогового законодательства.

Элементами налогового контроля являются:

законодательство о налогах и сборах;

субъекты налогового контроля;

объекты налогового контроля;

порядок (процедура) налогового контроля;

инструменты организации и обеспечения налогового контроля.

Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.

Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:

1. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (налоговые органы).

2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы).

. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов).

4. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы).

5. Органы государственных внебюджетных фондов.

Однако в соответствии со ст. 82 НК РФ только налоговые органы и таможенные органы наделены полномочиями по проведению налогового контроля во всех его формах.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации.

Инструментами организации и обеспечения налогового контроля являются:

- государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей;

- учет организаций и физических лиц;

ведение различных информационных баз данных;

налоговые проверки;

ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

взыскание задолженности в бюджет;

применение санкций и другие.

Форма налогового контроля - это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов, который включает:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

5) другие формы.

Применение каких-либо иных форм налогового контроля может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих положений нормативных актов.

При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер:

регистрацию и учет налогоплательщиков;

прием и обработку отчетности;

учет налоговых поступлений и начисленных сумм, а также задолженности;

контроль своевременного поступления платежей;

камеральные и выездные налоговые проверки;

производство по делу о налоговом правонарушении;

реализацию материалов налоговых проверок;

анализ эффективности администрирования на всех уровнях управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: