Некоторые морфологические особенности




Изоглоссы

Линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения отдельного языкового факта (фонетического, морфологического, синтаксического или лексического). Изоглосса аканья, изоглосса оканья и др.

 

Группы и подгруппы говоров

Северное наречие (северовеликорусское): ладого-тихвинская, вологодская, костромская.

Среднерусские говоры: псковская, владимиро-поволжская.

Южное наречие (южновеликорусское): курско-орловская, рязанская.

 

Территориальные объединения говоров

Наиболее крупные – наречия. В рус яз – северное и южное. Между ними -среднерусские говоры.

Каждое наречие, а также среднерусские говоры включают в себя более мелкие объединения – группы говоров.

Говор – язык одного или нескольких соседних населенных пунктов, однородных в языковом отношении.

 

Фонетические особенности говора. Гласные.

  • После мягких согласных – яканье. В речи самых пожилых информантов (80–90 лет) наиболее последовательно: принясла, вядро, на берягу
  • формы прошедшего времени глагола идти с протетическим гласным: ишла, ишли
  • Явление «второго полногласия»: вередить, верёх, наверёх, доложон, смеретная (одежда), смерётушка, столоб, черев, четверег.

Фонетические особенности говора. Согласные.

  • На месте сочетаний [дн] и [д’н’] произносятся долгие согласные нн и н’н’: я онна (одна), ну ланно (ладно), громанная сеть, кот не голонный (голодный)
  • На конце слова произносятся твердые губные согласные на месте мягких: се [м], восе [м], прору [п], обу [ф], свечки поста [ф].
  • Сохраняется произношение [шн] на месте исконного сочетания -чьн- в прилагательных: яны зажито [шн] ые были; масло подсолне [шн] ое; чарни [шн] ое варенье, Ябло [шн] ый спас.
  • В сочетании ер между согласными произносится мягкий [р’]: це [р’] ква, наве [р’] х, све [р’] ху.

 

Некоторые морфологические особенности

  • Сущ-ные женского рода на в формах дат. и предл. падежей ед. ч. имеют окончание () вместо литер. . Дат. падеж: пожертвует бедной сямьи, привёл тёти Гликеры; мама учила этой грамоты. Предл. падеж: их на Тартуской ряки всих убили, в избы как в раю.
  • У формы им. пад. мн. числа часто окончание () (в литер. яз. во мн. ч. и : рогроги, глазглазы, бревно – брёвны, окноокны, крестьянинкрестьяны, а также вороты, дровы, ребяты.
  • Особые значения у твор. пад.: 1) времени: эвакуированы были войной (‘во время войны’); 2) средства осуществления действия: чем ты купишь, когда нет накоплений?; живу своим деньгам; 3) причины: а муж тоже несчастным случаем умер; раньше же чахоткой этой умирали.
  • Стяженные формы прилагательных и местоимений в им. и вин. падежах: дождлива погода, кака бяда будет, како -то пособие будет, добры люди были; в таку бяду попалися.
  • Личные местоимения он, она, они имеют начальный й: ён, яна, яныоны), яво, януону), йих; с йим, с ей, с йими.
  • Числительное одна, одно склоняется по образцу прилагательных: одная женшына внушила, одная пыль везде только на полках, вспомнил не одную мать, одное утро вот такое-то.

 

 

Морфологические особенности глагола

  • В 3 лице ед.ч. встречается форма без –т: он придё, закрое, говори, попроси, може.
  • Глагол есть имеет в 3 л. ед.ч. формы, е и естя: у тебя дети е?
  • Видовые пары: купить – куплять, осилить – осилять, заглянуть – заглядать.
  • Форма давнопрошедшего времени: Я помню, у меня была Таня родилась.

 

Некоторые синтаксические особенности

  • Отличия в управлении: не поверила я этого; был в войны, ехать в озеро;
  • Повторение предлогов: в моленну в нашу, со стараньем со своим;
  • Т.н. северо-западный перфект: в соседях уж ягоды набраны (‘соседи набрали ягоды’);
  • Деепричастие в роли сказуемого: Серый народ был в деревне живши.

 

 

7. Просторечие.

Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринужденная речь с этими словами. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.

  • В просторечии представлены единицы всех языковых уровней; на фоне литературного языка просторечие выявляется в области ударения, произношения, морфологии, лексики, фразеологии, словоупотребления («ложить» вместо «класть», «обратно» в значении «опять»).
  • Особенно отчетливо своеобразие просторечия проявляется в употреблении элементов литературного языка (ср. «по телевизеру показывают»), в грамматическом и фонетическом оформлении слов общего словарного фонда («тапочек», «здеся» вместо «тапочка», «здесь»).
  • Для просторечия характерны экспрессивно «сниженные» оценочные слова с гаммой оттенков от фамильярности до грубости, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы (ср. пары «шарахнуть» — «ударить», «дрыхнуть» — «спать», «драпануть» — «убежать»).

 

Просторечия взаимодействуют с литературным языком, в результате чего образовалось литературное просторечие, это особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, объединяемых яркой экспрессивной окраской «сниженности», грубоватости, фамильярности.

Норма их употребления состоит в том, что они допускаются в литературный язык с ограниченными стилистическими заданиями: как средство социально речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, предметов, событий. В литературное просторечие входят лишь те речевые элементы, которые закрепились в литературном языке вследствие их длительного использования в литературных текстах, после длительного отбора, семантической и стилистической обработки.

Многие слова и выражения приобрели статус «разговорных» и даже «книжных», например «все образуется», «отгул», «нытик», «расческа».

Итак, просторечия активно проникают в литературный язык.

Факты употребления сниженной лексики в речи литературно-говорящих людей и средствах массовой информации многочисленны и разнообразны. Например: ювелирка – ювелирная промышленность, обменник – пункт обмена валюты, мобильник – мобильный телефон.

 

В современном просторечии выделяются два временных пласта – пласт старых, традиционных средств (просторечие-1), отчетливо обнаруживающих свое диалектное происхождение, и пласт сравнительно новых средств (просторечие-2), пришедших в просторечие преимущественно из социальных жаргонов.

Носителями просторечия-1 являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень; среди носителей просторечия-2 преобладают представители среднего и молодого поколений, также не имеющие достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем. В языковом отношении различия между этими двумя пластами просторечия проявляются на всех уровнях – от фонетики до синтаксиса.

Характерные черты:

• повышенная громкость речи, особенно в телефонном общении на улице, в разговоре на расстоянии;

• своеобразная интонация растягивания;

• использование оригинальных звукоизобразительных приемов (громкие крики и вопли, междометие вау!), пониженный тембр голоса у женщин, свист;

• в речевом поведении носителей просторечия отмечаются такие типы поведения, как бытовые провокации («подколы», «наезды»), грубые шутки («приколы»);

• повышенная агрессивность речевого акта, в ходе которого собеседник воспринимается как враг;

• активное использование жаргонизмов: бабки, беспредел, дать по рогам;

• несоблюдение орфоэпических норм: свекла, договор, звонит;

• в образовании имен собственных специфическими для просторечия являются суффиксы -ок-, -ян-, -ох-(а), ø (нулевой суффикс): Ленок, Толян, Леха, Серый, Макс;

• в общении используются исключительно ты-формы;

• широко представлены слова-паразиты: типа, короче, прям, как бы, реально. Носители литературного языка и просторечия понимают партнеров по коммуникации, но языковыми системами друг друга не владеют.

 

1) использование слов, обозначающих степень родства при обращении к незнакомым людям: папаша, браток, дочка, сестренка, мужчина, женщина;

2) употребление существительных в уменьшительном суффиксе: вам чайку? Височки побрить?;

3) использование эмоциональной лексики в «размытом» значении: наяривать, шпарить, откалывать, чесать.

4) выравнивание согласных в основе слова при спряжении: хочу – хочут, пеку – пекет;

5) смешение родов существительных: какой яблок кислый;

6) наращивание окончания– ов в родительном падеже множественном числе: много делов, нет мостов;

7) склонение несклоняемых существительных.

 

8. Тоталитарный язык.

· В основе языка лежит функция воздействия.

· Фун-я воздействия еще есть: реклама, митинг (политич.сфера), проповедь, заклинания и др.

· Важнейшим характером является оценка – правильно, необходимо или наоборот неправильно. Какая-то оценка становится доминирующей (степень качества). Поддерживаются институтами: финан-ыми, религ-ыми, может и репрессивный.

· Тоталитарный = всеобщий, когда воздействие, чз оценку и поддерживается институтом и распространяется на большинство сфер жизни. Распространения происходят чз оценки, идеи, воздействия, СМИ (газета, телевидение, пропаганда), образование.

· Такой язык формируется в нач.20годов. Исследователь Винокур обращал внимание на слова обозначающие символами, например: НЭП (1.новая экономическая политика ведет к коммунизму; оценивается властью 2.ведет в РЕФ трибунал; оценивается людьми)

· Все тексты, которые соотносились с социал. сферой подвергались соц.заказу + содержали оценочный компонент (доминирующий). Деление на хорошие и плохие.

· В газет. Текстах широко использ.яз.средства выражения оценки.

1) оценочна лексика (стилистическая окраска)

2) система газетной оцен.лексики

Слово нейтральное или оценка слабая, употреблялась регулярно. В оценочном контексте, позже приобретала ту же оценку, т.е заражалась от контекста.

· В рамках газ.языка сформировалась целая система. Можно выделить несколько групп газ.оцен.лексики. Более четко выделились группы негативно оцен.лексики: 1) неопределеные местоим; 2) наименование полит-их, общественных деятелей, при которых использовались неполное имя, звание, должности; 3) испол. наз. столиц, зданий, топонимии в значение власть; 4) испол. модальные слова: глаголы, частицы (нечетность, неопределенность); 5) использ. слов имеющих в своем семантике слабый оттенок. ВЫВОД: везде присутствует неопределенность.

 

Формирование русского тоталитарного языка началось под влиянием Октябрьской революции, осуществлялось под жест­ким давлением идеологии и при под­держке носителей русского языка, в том числе — одаренных писателей и поэтов. Тоталитарный язык в русском варианте прошел несколько стадий развития. Расцвет тоталитарного языка — сталинская эпоха; закат — начало горбачевской перестройки. Тоталитарный язык организован системно. Он располагает своим словарем, который можно представить в виде блоков идеологем, связанных между собой жесткими структурными от­ношениями. Основной вид структурных связей — бинарные оппозиции, определяющие набор догм (предписаний) и взаимоисключающих оценок.

 

 

9. Детская речь.

 

· реже допускаются грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. Мы видим, что в представленном тексте ребенок хорошо согласует слова в роде, числе и падеже;

· ребенок может фантазировать, сочинять сказки. Это дает нам понять, что у ребенка сформирован некий словарный запас;

· дети в возрасте 6 лет, активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства (песенку, елочками, ежик, пенечек, сыночками (суффиксы субъективной оценки));

· в речи чаще слышатся наречия: горько, очень;

· дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: существительные множественного числа в родительном падеже (грибочков);

· прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов (удивительная (кач.), сладкий (кач.), настоящий (кач.), сахарный (кач.), вкусный (кач.));

· широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами (проснулось, произошла, ищет, мурлычет, пожалел, понравились и др.);

· используют слова, близкие по смыслу, — синонимы (замотать – обмотать; поблагодарил – сказал спасибо; мурлыкать – тихонько напевать, пропеть);

· наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы («У ежика ножка была сломана и болела», лучше сказать: «У ежика болела сломанная ножка»);

· к 6 годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более распространенными, возрастает количество сложных предложений (« Дедушка пожалел ежика, замотал ему ножку, угостил его сладким леденцом» );

· у детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: (елка – елочка, гриб – грибочек, сын – сыночек, пень – пенечек);

 

 

ВЫВОД:

  • ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит;

· имеет определенный словарный запас слов – 3000 – 3500. Это преимущественно слова общеупотребительные, без которых нельзя выразить самой простой мысли, невозможно общение с окружающими;

  • умеет строить грамматически правильную речь;
  • в возрасте 6 лет, ребенок умеет строит различные по конструкции предложения;
  • умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы;
  • свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы;

· ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации;

  • обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении;
  • умение различать звуки на слух, определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков;

· иногда у детей данного возраста еще остается некоторая нечеткость речи, неряшливое произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением;

 

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: