Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
Назовите первые учебные книги Ломоносова.
Куда ему удалось поступить в Москве?
Какой язык был международным языком науки в то время?
Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?
Какое научное звание он получил в Петербургской академии?
В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон?
8.На какой планете он открыл атмосферу?
Что было открыто по его предложению в 1755 году?
Теория «трёх штилей»: «высокий» - церковно-славянские слова, «средний» - русские слова с примесью церковных, «низкий» - русские слова, просторечные, мало церковных.
- Что такое теория «трёх штилей»?
«высокий» | «средний» | «низкий» |
церковно-славянские слова и русские | русские слова с примесью церковно-славянских | русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских |
героические поэмы, оды, трагедии | драмы, сатиры, дружеские письма, элегии | комедии, эпиграммы, песни, басни |
4. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.
- «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.
Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.
Ода - торжественное стихотворное произведение. (Определение оды записываем в тетрадь)
Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.
|
Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.
Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).
6.Составление композиционного плана оды.
- Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).
- Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
- Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
- Прославление Петра как творца новой России.
- «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
- Картины российских просторов, богатств.
- Гимн науке.
- Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.
Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего. (Записать в тетрадь).
- Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)
- Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.
- Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.
Тема мира. « Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина, … Свое богатство по земле».
Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.
Тема Петра 1. Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.
«Послал в Россию человека, …Взирая на российский флаг…»
|
Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.
С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре
…блаженны науки
Чрез горы и моря
В Россию простирали руки..
Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.
Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.
«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала;
-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.
Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.
«О, вы, которых ожидает.. Науки пользуют везде».
- Почему этот день так важен для поэта?
- Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)
- Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)
- Какими чувствами проникнута ода?
- Что воспевает автор? (“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)
Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.
- Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.
Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…
Метонимия: (называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу (природные богатства)
Метафора: подать…ума плоды
Олицетворения: Россия ожидает видеть.
|
Гипербола: чрез горы, реки и моря.
Перифраза: (замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж (Пётр 1)
Всевышний (Бог)
-Какие художественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?
- усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);
- славянизмы (“хощет”, “тщание”);
- инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);
- особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
- сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
- эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).
Задание. Составить словарь.
Словарь.
Невтонов — Ньютонов,
раченье (раденье) — старание, усердие;
от недр — из глубин.
- К кому обращается автор в первых строках отрывка?
(К молодым соотечественникам).
- К чему он их призывает?
(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)
- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».
(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)
-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).
V. Домашнее задание.
1.Пройти тест, записать в тетради.
2. Прочитать оду «Вечернее размышление...».
Тест.