Что было открыто по его предложению в 1755 году?




Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

Назовите первые учебные книги Ломоносова.

Куда ему удалось поступить в Москве?

Какой язык был международным языком науки в то время?

Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?

Какое научное звание он получил в Петербургской академии?

В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон?

8.На какой планете он открыл атмосферу?

Что было открыто по его предложению в 1755 году?

Теория «трёх штилей»: «высокий» - церковно-славянские слова, «средний» - русские слова с примесью церковных, «низкий» - русские слова, просторечные, мало церковных.

- Что такое теория «трёх штилей»?

«высокий» «средний» «низкий»
церковно-славянские слова и русские русские слова с примесью церковно-славянских русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских
героические поэмы, оды, трагедии драмы, сатиры, дружеские письма, элегии комедии, эпиграммы, песни, басни

 

4. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.

  1. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.

Ода - торжественное стихотворное произведение. (Определение оды записываем в тетрадь)

Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.

Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

  • Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).
  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
  3. Прославление Петра как творца новой России.
  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
  5. Картины российских просторов, богатств.
  6. Гимн науке.
  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего. (Записать в тетрадь).

  • Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)
  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.
  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.

Тема мира. « Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина, … Свое богатство по земле».

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.

Тема Петра 1. Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.

«Послал в Россию человека, …Взирая на российский флаг…»

Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.

С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре

…блаженны науки

Чрез горы и моря

В Россию простирали руки..

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.

«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала;

-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.

Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.

«О, вы, которых ожидает.. Науки пользуют везде».

  • Почему этот день так важен для поэта?
  • Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)
  • Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)
  • Какими чувствами проникнута ода?
  • Что воспевает автор? (“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)

Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

  • Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия: (называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу (природные богатства)

Метафора: подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза: (замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж (Пётр 1)

Всевышний (Бог)

-Какие художественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);
  • славянизмы (“хощет”, “тщание”);
  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);
  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

Задание. Составить словарь.

Словарь.

Невтонов — Ньютонов,

раченье (раденье) — старание, усердие;

от недр — из глубин.

  • К кому обращается автор в первых строках отрывка?

(К молодым соотечественникам).

  • К чему он их призывает?

(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».

(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)

-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

V. Домашнее задание.

1.Пройти тест, записать в тетради.

2. Прочитать оду «Вечернее размышление...».

Тест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: