Организационная структура (сценарий) урока
Урок 41. Жизнь древних славян
Цели деятельности учителя
| Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
| Тип урока
| открытие нового знания
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные:имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению
| методы и формы обучения
| объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная
| Образовательные ресурсы
| https://download8.proshkolu.ru
https://festival.1september.ru/articles/618333/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass
| Оборудование
| Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян
| Основные понятия
| Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия
на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный
контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Мотивация (самоопределение)
к учебной
деятельности
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
| – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.
На доске записан текст, учитель читает:
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».
– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды
| Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
| Фронтальная, индивидуальная
| Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
| Устные ответы,
организация рабочего места
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| II. Актуализация опорных
знаний
| Закрепление изученного материала: фронтальный опрос
| – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.)
– Что изучает наука история? (жизнь наших предков.)
– какие пять эпох в истории выделяют ученые?
– Какая из них самая длинная?
– Какая самая короткая?
– Новейшая история – это какое время? (почему ее называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)
| Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации.
| Устные ответы
| III. Изучение нового материала
| Целеполагание.
| – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли…
Времена теперь другие,
| Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была…
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
| – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
| Внимательно слушают.
| Фронтальная, индивидуальна
| Устные ответы,
записи в тетради
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| | Рассказ учителя.
Работа по учебнику.
| – Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.
– Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.
– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.
– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».
|
Читают, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют записи в тетради.
Показывают на карте.
|
| Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Работа по карте.
| – Значит, они жили у… (болот).
– Так кто же они такие, славяне?
– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».
– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.
– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
– А какие они были по характеру?
– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?
– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
– Что такое род? Что такое племя?
– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
|
|
| обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Работа по учебнику.
Рассказ учителя
| – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?
– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).
– Объясните значения слов «собирательство», «борт-
ничество», используя иллюстрации. (бортничество –
сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
– узнаем, как жили наши предки – древние славяне
|
Читают текст, выясняют занятия славян.
Внимательно слушают
|
| предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
|
| IV. Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону (образцу)
| Тестирование.
| – проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.
1. Славяне жили:
а) в пустыне;
б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне;
в) в горах.
2. Что такое бортничество?
а) изготовление бочек из дерева;
б) выдалбливание лодок;
в) собирание меда диких пчел.
| выполняют задания теста.
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.
| Устные ответы,
выполненные
задания
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Задания из электронного
приложения к учебнику
| 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) Ружье; б) лук со стрелами; в) саблю.
4. Как называлось жилище древних славян?
а) землянка; б) чум; в) пещера.
5.Древние славяне были:
а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами.
– Проверьте тест самостоятельно.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
|
Осуществляют самопроверку.
Выполняют задания
|
| Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
| V. Итоги
урока.
Рефлексия
| Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
| – Над какой темой работали?
– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?
– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
| читают вывод в учебнике (с. 39).
Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, индивидуальная
| Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности
| Устные ответы
| VI. Домашнее задание
| Комментарий учителя
| 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.
2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.
3. Рассказать о русской одежде
| Задают уточняющие вопросы
| фронтальная
| Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач
|
|
Ресурсный материал
|
Поиск по сайту:
|