Урок 41. Жизнь древних славян
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/618333/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян |
Основные понятия | Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.) – Что изучает наука история? (жизнь наших предков.) – какие пять эпох в истории выделяют ученые? – Какая из них самая длинная? – Какая самая короткая? – Новейшая история – это какое время? (почему ее называют «жестоким временем», «мудрым временем»?) | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации. | Устные ответы | |
III. Изучение нового материала | Целеполагание. | – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:
– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальна | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Рассказ учителя. Работа по учебнику. | – Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». | Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. Показывают на карте. | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для |
Продолжение табл.
Работа по карте. | – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. | обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению |
Продолжение табл.
Работа по учебнику. Рассказ учителя | – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?
– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).
– Объясните значения слов «собирательство», «борт-
ничество», используя иллюстрации. (бортничество –
сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
– узнаем, как жили наши предки – древние славяне ![]() | Читают текст, выясняют занятия славян. Внимательно слушают | предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве | |||
IV. Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону (образцу) | Тестирование. | – проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ. 1. Славяне жили: а) в пустыне; б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне; в) в горах. 2. Что такое бортничество? а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок; в) собирание меда диких пчел. | выполняют задания теста. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) Ружье; б) лук со стрелами; в) саблю. 4. Как называлось жилище древних славян? а) землянка; б) чум; в) пещера. 5.Древние славяне были: а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами. – Проверьте тест самостоятельно. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Осуществляют самопроверку. Выполняют задания | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 39). Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал