Пояснительная записка. Цели программы«Почемучка»




Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Программа внеурочной деятельности «Почемучка» общеинтеллектуального направления, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» 2012г.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

 

Цели программы «Почемучка»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

 

Программа «Почемучка» основывается на следующих принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Возможности УМК программы «Почемучка» позволяют обеспечить общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

 

Сроки реализации программы: Программа внеурочной деятельности «Почемучка» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (1 - 4 кл.), рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю):

- 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в год.

Содержание программы «Почемучка» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

 

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка и литературного чтения: текстовая информация (цифры, буквы, слова, предложения, чтение); чтение произведений различных авторов;

- с уроками окружающего мира – использование математических знаний в повседневной жизни;

- с уроками изобразительного искусства: рисование фигур, работа с рисунком;

- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений;

- с физической культурой – координация и точность движения рук, быстрота реакции.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире

- установление причинно-следственных связей

Первый уровень результатов освоения программы «Почемучка» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов.

Программа «Почемучка» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

· патриотизм;

· терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

· ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

· трудолюбие;

· настойчивость;

· дисциплинированность;

· любовь к малой родине;

· неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем сбора творческих работ по типу «портфолио».

 

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, экран, DVD;

Наглядно-дидактические пособия:

• Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы);

• Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

Учебно-тематический план программы

(1 класс) - 33 часа

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

Тема занятия Количество часов
теория практика
  1. Введение (1 час) 1  
  Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»    
  2. Дикие животные (19 часов)    
  Заяц - «Длинное ухо»    
  Лисица. «Лиса Патрикеевна»    
  Серый хищник - волк    
  Хозяин леса - медведь    
  Любознательный зверёк -белка    
  Куница - охотник на белок    
  Лесной красавец - лось    
  Сердитый недотрога- ёж    
  Подземный житель - крот    
  Всеядное животное — бар­сук    
  Бобр-строитель    
  Запасливый бурундук    
  Кабан - дикий родственник домашней свиньи    
  Мышка-норушка    
  Рысь - родственник кошки    
  Соболь - «дорогой» зверёк    
  Тигр - самая большая кош­ка на Земле    
  Косуля - самый маленький европейский олень    
  Обобщающие занятие о диких животных    
  3. Пернатые жители (13 часов)    
  Воробей - самая распро­странённая птица на Земле    
  Ворона - «интеллектуаль­ная» птица    
  Сорока-белобока - «лесная сплетница»    
  «Лесной доктор» - дятел    
  Соловей - «великий маэст­ро»    
  Галка - городская птица    
  Загадочная птица - кукуш­ка    
  «Пернатая кошка» - сова    
  Любимая птица - снегирь    
  «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии    
  Наш добрый сосед - скво­рец    
  «Золотая птица» — иволга    
  Обобщающее занятие о птицах    
       
  Итого:  

Содержание программы. 1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: