Урок 48. Иван Третий
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/510944/ https://netedu.ru/node/8964 |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III; схема расположения русских войск в Куликовской битве; иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.) |
Основные понятия | Иван III, Московский Кремль |
организационная структура (сценарий) урока
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке. кроссворд: 1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.) 2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.) 3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.) 4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.) Ключевое слово: Иван III | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
|
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Игра «Неотосланная депеша» | – Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви? – Как проходила Куликовская битва? – Расскажите о вооружении русских и татарских воинов. – Расскажите о построении русских войск, используя схему . – Какой смысл имели поединки богатырей перед боем? – В чем значение победы русского войска на Куликовом поле? – Кто мог сказать такие слова? | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Участвуют в игре | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала. | Рассказ учителя (сопровождается показом на карте). Беседа с опорой на наглядность | Рассказывает о заслугах Ивана III . – Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля. Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля. – Как вы думаете, для чего возводили Кремль? – Кто знает, сколько башен у Московского Кремля? – Для чего они возводились? – Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. | Внимательно слушают. Рассматривают картины, отвечают на вопросы | Фронтальная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
|
Инсценирование. Рассказ учителя. Сообщения «Башни Кремля» | с каждой башней Кремля связана интересная история. – совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля. Сценка «Разговор с башнями Кремля» . – А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает). Предлагает заслушать сообщения учеников | Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ. Слушают учителя. Выступают с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека) | Групповая. Фронтальная. Индивидуальная | строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
Продолжение табл.
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Дидактическая игра «Историческое домино». Фронтальный опрос. Задания из электронного приложения к учебнику | Заранее подготавливает 3 комплекта карточек:
– Чем занимались мы сегодня на уроке? – Что Иван Третий сделал для Руси? – Какие изменения при нем произошли в Москве? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Фронтальная, коллективная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные цели и задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия | Устные ответы, записи в тетради | ||||||||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали? – Что нового и интересного узнали на уроке? – Значима для вас полученная информация? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 79). | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое | Устные ответы |
Окончание табл.
Заключительная беседа. Выставление оценок | Отвечают на вопросы | от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | ||||
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал