Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для учащихся 1-4 классов художественно - эстетического направления, разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
|
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок, теста, пластилина и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Данная программа помогает развивать у учащихся 1 – 4 классов творческий и исследовательский характер, пространственные представления, освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
|
Цели программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
· освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Направления работы:
Развитие творческих способностей;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие.
|
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному;
2. Системность работ;
3. Принцип тематических циклов;
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары -практикумы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
Сроки реализации программы: Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (1 - 4 кл.), рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю): - 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в год.
Межпредметные связи:
• русский язык – выражение своего видения мира в творческой деятельности, тем самым развивается сенсорный опыт, и выражение своих чувств словом, используя речеведческие знания;
• окружающий мир – выражение своего видения мира, различных природных образов (цветы, животные, птицы и т.д.) в художественно - творческой деятельности;
• литературное чтение – развитие устной речи при выражении своего видения мира в художественно-творческой деятельности, выражение своих чувств словом, использование речеведческих знаний при описании творческих работ;
• математика – геометрические фигуры и объемы;
• музыка – прослушивание музыкальных произведений при изготовлении художественно-творческой работы;
• изобразительное искусство – выполнение эскизов, набросков, зарисовок творческой работы.
Материально – техническое обеспечение
Печатные пособия | |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала. | |
Информационно- коммуникативные средства | |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | |
Технические средства обучения | |
Компьютер с программным обеспечением. Проектор. Магнитная доска Экспозиционный экран | |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. | |
Учебно- практическое и учебно –лабораторное оборудование | |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций, образцов изделий. Объемные модели геометрических фигур. | |
Оборудование класса | |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Демонстрационная подставка для образцов, изготавливаемых изделий. |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»