На наш взгляд, одним из главных путей повышения эффективности работы бюджетных организаций в области оказания платных услуг является совершенствование законодательства в части, касающейся деятельности бюджетных организаций. Действительно, многое, что разрешено законом для коммерческих организаций, для бюджетных – запрещено. Вместе с тем, в области оказания платных услуг бюджетные организации конкурируют с коммерческими. Недаром во многих документах выручку бюджетных организаций от оказания платных услуг именуют деятельностью, приносящей доходы. Но деятельность, приносящая доходы, – это прерогатива коммерческих организаций. Поэтому для здоровой конкуренции законодательство должно предоставить бюджетным организациям равные условия хозяйствования с коммерческими организациями (естественно, при установлении равенства должно учитываться отсутствие налогообложения выручки бюджетных организаций от оказания платных услуг). В свою очередь, создание равных условий хозяйствования может быть осуществлено только законодательным путём.
Вопросу совершенствования законодательства в части, касающейся деятельности бюджетных организаций в области оказания платных услуг, посвящён ряд публикаций. В частности, в статье [2] Л. Москалёвой обсуждаются достоинства и недостатки принятой Постановлением Минфина № 152 от 12.11.2002 «Инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности». Особое внимание уделяется пункту 11 «Инструкции», устанавливающих порядок распределения расходов на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи в случае наличия у бюджетной организации двух видов деятельности – бюджетной и внебюджетной.
|
В статье [3] А. Чернюк обсуждаются бухгалтерские проводки и План счетов бюджетных организаций, оказывающих платные услуги. Указано, что в практике бюджетных организаций возникли трудности из-за существенных отличий методики учёта, от методики, используемой коммерческими организациями, отсутствия понятий операционных и внереализационных доходов и расходов и их перечня применительно к бюджетным организациям.
Если Минфин не планирует менять методологию бухгалтерского учёта в бюджетных организациях путём сближения её с методологией в коммерческих организациях, необходимо разработать инструкцию по бухгалтерскому учёту предпринимательской деятельности бюджетных организаций.
В работе [4] С. Колыкина обсуждаются проблемы приёма денег через кассу при оказании платных услуг бюджетными организациями. Указано, в частности, что при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик налогов обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством. Данная норма установлена подпунктом 1.13 п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса РБ, сам же порядок приема - постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (с учетом изменений и дополнений) (далее – Постановление). Согласно Постановлению бюджетные организации принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров (далее - КСА, СКС), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и данным постановлением.
|
В цитируемой выше работе интересен тот факт, что приём наличных денег через КСА или СКС введён для коммерческих организаций с целью предотвращения ими сокрытия части выручки от налогообложения. Поскольку бюджетные организации налогов с выручки и других налогов от оказания платных услуг не платили, то организация приёма наличных денег через КСА в бюджетных организациях с одной стороны, ни на копейку не увеличит налоги в бюджет, с другой стороны, увеличит расходы бюджетной организации за счёт содержания КСА и их обслуживания. Поэтому статья [4] направлена на предотвращение хищений выручки самими работниками бюджетных организаций. Конечно, при отсутствии КСА работнику бюджетной организации выгоднее взять все деньги в свой карман, чем вести их в кассу своей организации.
|
Вывод
Как итог анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы можно отметить следующее:
· платные услуги бюджетных учреждений, оказываемые ими населению и организациям, позволяют повысить эффективность использования материально трудовых ресурсов бюджетных учреждений, а также обновить их материальную базу;
· платные услуги бюджетных учреждений МЧС обладают всеми достоинствами услуг бюджетных организаций, поэтому их необходимо расширять и повышать их эффективность;
· одним из главных путей повышения эффективности работы бюджетных организаций в области оказания платных услуг является совершенствование законодательной базы в части, касающейся деятельности бюджетных организаций.
Литература
1. Функ Я. Предпринимательская деятельность организаций, финансируемых из бюджета // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. № 4. С. 70-74.
2. Москалёва, Л. Комментарий к Постановлению Минфина № 152 от 12.11.2002 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности» // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. № 1. С. 30-31.
3. Чернюк, А. Об учёте доходов и расходов в бюджетных организациях // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2004. № 2. С. 79-80.
4. Колыкин, С. Некоторые вопросы порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) бюджетными организациями (самоучитель бухгалтера) // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2006. № 6. С. 33-39.