Урок 56. Россия вступает в ХХ век
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с событиями Первой мировой войны; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими документами, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://zvukoff.ru/song/1533543 |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; схема «Первая мировая война», портрет Николая II |
Основные понятия | Первая мировая война, Николай II, революция, Гражданская война |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит песня «ХX век» (слова И. Резника, музыка И. Николаева). – Сегодня на уроке мы узнаем, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века. Узнаем, чем знаменит 1917 год | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: тестирование. Дидактическая игра «Лента времени» | Предлагает выполнить тест ![]() | Выполняют задания. Участвуют в игре | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор | Устные ответы, карточки |
Продолжение табл.
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя с элементами беседы. Работа по учебнику. Рассказ учителя (продолжение). | – Когда Россией стали править цари из рода Романовых? –Николай Александрович Романов был последним русским царем. Царствовал Николай Второй 23 года. При нем, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие царского рода Романовых. В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрекся от престола и решил уехать в Англию к родственникам. Но временное правительство не разрешило царю с семьей выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как все произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны. – Прочитайте статью «Последний русский царь» в учебнике (с. 127–128). Какие важные события произошли в начале ХХ века? Почему Николай II отрекся от престола. Какая война началась в начале ХХ века? – Первая мировая война разразилась в 1914 году. В нее были втянуты многие страны, поэтому эту войну называют мировой. Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Герма- | Отвечают на вопросы учителя. На доске один из учеников соединяет стрелками картинки и названия исторических событий с датами. Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. | наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Работа по учебнику. Составление схемы. Работа по учебнику. | нии. Германии были нужны земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделен между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.
– Прочитайте статью «Россия в Первой мировой войне» в учебнике (с. 129). Какое положение было на фронте у русской армии? Что принесла с собой Первая мировая война? Какая обстановка сложилась в тылу?
– население высказывало недовольство властью, попытки властей навести порядок оказались безуспешными. Царская семья потеряла свой авторитет.
![]() | Читают текст в учебнике. отвечают на вопросы. Делают вывод. заполняют схему. Отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике. отвечают на вопросы. | координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный |
Продолжение табл.
Рассказ учителя | Почему она началась? Прочитайте статью «Гражданская война» в учебнике (с. 132).
Рассказывает о гражданской войне ![]() | Внимательно слушают | интерес к изучению предмета | |||
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Фронтальный опрос. Игра «Узнай дату». | – Кто был последним русским царем?
– Почему люди стали выступать против царя?
– Что такое партия?
– Кого называют большевиками?
– Что принесла Первая мировая война людям?
– Что произошло в феврале 1917 года?
– К кому перешла власть?
– Когда власть перешла в руки большевиков?
– Между кем происходила Гражданская война?
– Кто такие белые и красные?
![]() | отвечают на вопросы. На доске стрелками указывают дату каждого исторического события. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Дидактическая игра «Историческое домино». Задания из электронного приложения к учебнику | заранее готовит 3 комплекта карточек:
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино. Выполняют задания | Индивидуальная | допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения | ||||||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Понравилась ли вам тема урока? – Что вас заинтересовало? – Что показалось необычным, вызвало недоумение? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 133). Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Устные ответы |
Окончание табл.
Личностные: осуществляют самооценку; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | ||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 127–133. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Тест
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Прозвище Александра II:
а) Царь-освободитель; б) Мудрый; в) Грозный.
2. Александр II подписал Манифест о крестьянской вольности:
а) в 1861 году; б) 1681 году; в) 1816 году.
3. В конце XIX века в городах появились:
а) церкви; б) банки; в) мечети.
4. Первая железная дорога соединяла:
а) Москву и Петербург; б) Петербург и Смоленск; в) Москву и Смоленск.
5. Первая железная дорога открылась:
а) в 1851 году; б) 1581 году; в) 1815 году.
6. В Москве на Лубянской площади открылся:
а) Политехнический завод;
б) Политехнический институт;
в) Политехнический музей.