Вопрос 3. Человеческий фактор в психологии управления.




ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПЛАН

1. Цели, задачи, содержание, специфика психологии управления. Связь с другими науками

Объект и предмет психологии управления. Основные подходы.

Человеческий фактор» в психологии управления.

Сущность процесса управления. Уровни управления.

Функции управления.

 

Вопрос 1. Цели, задачи, содержание, специфика психологии управления. Связь с другими науками.

 

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматрива­ются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его професси­ональной компетентности. Где бы ни работал будущий специа­лист, и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определен­ное место (нередко — руководящее). Условием его эффектив­ной деятельности, а в конечном итоге — и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономер­ностей.

Психология управления — это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин — теории управления и психологии. Она базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен ком­плексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с непсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение.

 

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и соци­альные ценности.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабри­кой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда.

 

В 20-е годы известный французский инженер, управляющий ги­гантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической.

 

Благодаря А.Файолю управление стали считать особой специфи­ческой деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука — "психология управления".

 

В СССР термин «психология управления» впервые начал использоваться в 20-е годы. На II Всесоюз­ной конференции по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов полностью был посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была при­звана решить две задачи: «подбор сотрудников к фун­кциям и друг к другу соответственно их индивиду­альным особенностям; воздействие на психику работников через стимулирование...»

В многочисленных работах по научной организации труда (труды А.К. Гастева, В.В. Добрынина, П.М. Керженцева, С.С. Чахотина и др.), вышедших в 20 — 30-е годы, было немало интересных подходов к разрешению психологических проблем управления. Од­нако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологии управления выде­литься в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является се­редина 60-х годов.

Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е.Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологи­ческие проблемы производственных групп и коллек­тивов, психологию личности и деятельности руко­водителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др.

 

В связи с этим межпредметные связи психологии управления с теорией управления становятся очевидными.

Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а так­же с другими науками, например философией, социологией орга­низаций.

 

Так, например, общая психология так же, как и психология управ­ления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

Но, в отличие от общей психологии, в которой основной пробле­мой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой общей психологии является также про­блема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функ­ций управления.

Известна взаимосвязь психологии управления и социальной пси­хологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологи­ей, являются "рабочие группы", или "малые группы".

 

Вопрос 2. Объект и предмет психологии управления. Основныеподходы.

 

К настоящему времени сложились две точки зре­ния на объект психологии управления. Так, в соот­ветствии с первой, ее объектом являются системы «человек — техника» и «человек — человек», рассмат­риваемые в целях оптимизации управления этими системами.

В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек — человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность — группа», «личность — организация» «группа — группа», «группа — организация», «орга­низация — организация».

 

Что касается предмета психологии управления, то есть того, что изучает данная наука, то в самом общем виде он представляет собой психологические аспекты управленческих отношений (деятельность руководителей, реализуемая в выполнении основных управленческих функций).

Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики.


               
   
Уровни психолого-управленческой проблематики
 
 
 
 
· ПВК руководителя; · принятие управленческих решений; · индивидуальный стиль управления
 
· использование психологических факторов для решения управленческих задач; · социально-психологический климат; · психологическая совместимость; · формальная и неформальная структуры организации; · мотивация труда членов организации; · ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования
 
· создание и функционирование системы коммуникации в процессе взаимодействия; · проблемы управленческого общения; · оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»; · информированность как фактор повышения эффективного управления
 


В соответствии с этим становится понятна ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка путей по­вышения эффективности и качества жизнедеятельности организа­ционных систем.

 


Вопрос 3. Человеческий фактор в психологии управления.

 

В психологии управления часто употребляется понятие "челове­ческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствова­но из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к ин­теллектуальным функциям человека и другим психическим процес­сам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственно­стью за человеческие жизни.

Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции.

 

Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, след­ствием чего являются потери в производительности труда.

Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет лично­стных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению зна­чительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом груп­повой сплоченности, группового единства и других, важнейших со­циально-психологических феноменов.

 

Деятельность современного менеджера непосредственно зави­сит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему под­чинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: