Урок 68. Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам
Цели деятельности учителя | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность; проверки знания учащихся по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия»; способствовать формированию умения применять полученные знания на практике; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | развивающий контроль |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://s03004.edu35.ru/attachments/category/41/По%20страницам%20истории%20Отечества%20(1).doc |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карточки с датами, карточки с понятиями, круг со стрелкой; иллюстрации Московского Кремля; карточки с вопросами |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует:
Тут затеи и задачи, Пожелаем вам удачи –
Игры, шутки – все для вас! За работу, в добрый час!
– Сегодня на уроке проверим знания по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Урок необычный, будет проходить в форме игры «Крестики – нолики».
![]() | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Класс разбит на две команды «X», «0». В каждой команде выбирается капитан | Фронтальная, групповая | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
|
|
игровом поле. Игру начнет та команда, которая первая даст правильный ответ на вопрос. Она и выбирает ход. Если команда в конкурсе набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде | ||||||
II. Включение в систему знаний и повторение изученного | 1-й конкурс «Угадай дату». 2-й конкурс «Что это значило?». | – Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.) – Назовите события, которые произошли: • в 988 году. (принятие христианства на Руси.) • 5 апреля 1242 года. (Ледовое побоище.) • 8 сентября 1380 года. (Куликовская битва, основание Москвы.) • в 1237 году. (первый поход на Русь монголо-татар.) • В 1480 году. (конец зависимости Руси от Золотой Орды.) дополнительно: • 1 марта 1564 года. (появилась первая печатная книга в России.) Дополнительные вопросы: – В каком веке правил Иван IV? (В XVI веке.) – В каком веке появилось книгопечатание на Руси? (В XVI веке.) Объясняет правило:8 карточек, на которых записаны понятия, разложено вокруг круга со стрелкой. Если ответит сам участник команды, то команда получает 2 очка, если помогает команда, то – 1 очко. | Отвечают на вопросы. Выходят участники команды, крутят круг, выбирают, | Фронтальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели задачи | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
|
3-й конкурс «Называй-ка». 4-й конкурс «Угадай-ка». 5-й конкурс «Верно – неверно». 6-й конкурс. Кроссворд «Угадай дату». 7-й конкурс. «Собери из букв слова». | Карточки с понятиями: летопись, дань, дружина, христианство, святилища, золотая орда, калита, келья.
дополнительно (кто быстрее поднимет руку) (устно): алтарь, царьград, ладья.
Предлагает ответить (письменно) на задания теста ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | отвечают по очереди. Тест выдан каждой команде. Соотносят записи и иллюстрации, проводят линии. Задание выполняет участник индивидуально. Затем команда обсуждает ответы, вместе подчеркивая ручкой (капитан отвечает). Каждая команда получает карточки, собирает слова. | учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия- |
Окончание табл.
8-й конкурс. «Конкурс капитанов». 9-й конкурс. «Что лишнее?» | Предлагает для капитанов блицопрос ![]() ![]() | Капитаны отвечают по очереди; кто последний, – тот и победил. Каждая команда получает карточки | ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | |||
III. Итоги урока. Рефлексия | Подведение итогов игры. Награждение победителей | подводит итоги, награждает победителей | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
Ресурсный материал
Й конкурс «Называй-ка».
Тест
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Он написал в начале века летопись «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря):
а) Нестор; б) Сергий Радонежский; в) Мефодий.
2. Кого из князей на Руси называют вещими?
а) Игорь; б) Святослав; в) Олег.
3. Поход на Русь с 1237 г. Возглавил … монгольский хан:
а) Чингисхан; б) Ахмат; в) Батый.
4. Атаман казачьего войска, который охранял и защищал восточные границы России, разведывал Сибирские земли:
а) Евпатий Коловрат; б) Ермак; в) Афанасий Никитин.
5. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
а) Александр; б) Ярослав; в) Иван III.
6. Он был первым царем на Руси:
а) Иван III; б) Иван Калита; в) Иван IV.
7. О ком эти слова из летописи: «Книгам прилежал, читая их и ночью и днем»?
а) Святослав; б) Ярослав; в) Владимир.
8. Первым князем на Руси был:
а) Олег; б) Рюрик; в) Владимир.
Дополнительно:
9. С какого князя начинается родословная московских князей?
а) Иван Калита; б) Александр Невский; в) Даниил (сын князя А. Невского).
10. О ком эти слова из летописи (Хан Батый): «Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего»?
а) Илья Муромец; б) Евпатий Коловрат; в) Ермак.
Й конкурс «Угадай-ка»
На доске 3 иллюстрации Московского кремля.