Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
4. Следующее упражнение – на развитие воображения. Его цель- это развитие фантазии, творческой активности. Ребенок не должен мыслить односторонне, банально. Для этого существует это упражнение.
(Проводится упражнение).
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
5. Переходим к следующему приему — это пальчиковая гимнастика. Как известно, на кончиках пальчиков располагаются рецепторы, которые тесно связаны с работой головного мозга. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем лучше работает и развивается головной мозг.
Цель этого упражнения - развитие мелкой моторики пальцев.
(Проводится упражнение).
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья!
6. Переходим к приему упражнениям на развитие пантомимы и жестов.
Что такое пантомима? (Ответ) Передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом.
Цель — развивать выразительные движения тела и лица.
Упражнения, связанные с пантомимой нужны прежде всего для того, чтобы дети не выполняли движения как куклы и роботы. Понятие пантомимы прежде всего связано с понятием жестов. Жесты- движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
(Проводятся упражнения на изображение пантомимы).
Игра «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Игра «Крокодил». Необходимо изобразить предложенную пословицу с помощью пантомимики.
«Глаза бояться, а руки делают»;
«Держи язык за зубами»;
«Семь раз отмерь один раз отрежь»;
7. Следующий прием, используемый как средство выразительности в театральном искусстве - это упражнение на развитие речи.
Речь — неотъемлемая часть театрального искусства. Дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции. Цель упражнений по развитию речи -развивать четкость речи. Проводятся упражнения на развитие артикуляции и дикции, в том числе на произношение скороговорок.
Упражнение "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «А», сразу хлопнешь в ладоши":
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
10. Теперь переходим к специфическому приему театрализованной деятельности - к театрализованным играм. В чем отличие их от сюжетно-ролевых? (Ответы) В сюжетно- ролевых играх нет конечного результата и дети берут явления из жизни, а театрализованных играх сюжеты берутся из литературных произведений и есть конечный результат- поставленная сценка, спектакль. К театрализованным играм относится и театральный этюд-упражнение для развития технических навыков. Их цель- развитие воображения детей, обучение воображению различных эмоций.
(Проводятся постановки театральных этюдов на мимику, пластику, интонационную выразительность).
Этюд «Утешение».
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать во всех направлениях работы, которые я использую по театрализованной деятельности. Это были методы и приемы. А сейчас я расскажу о средствах, используемых в моей работе - это различные виды театров.
(Знакомство с видами театров)
В заключение можно сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».
- Спасибо за активное участие в мастер-классе.
Грустный заяц
Злой волк
Голодная кошка
Сонный медведь