ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ




Политическая мысль средневековой Руси

История российской политической мысли восходит к идеям средне­вековой Киевской Руси. Политические идеи этой эпо­хи отражены в содержании следующих древнерусских летописных па­мятниках:

—«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.). Главная тема — обоснование княжеской власти через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

—«Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XII в.). Задуманная как обоснование притязаний киевских князей на власть над всей русской землей летопись в то же время утвержда­ла идею единства всех русских княжеств.

—«Поучение Владимира Мономаха» (XII в.). Ведущая тема — обос­нование княжения как идеальной формы правления. Князь, по мысли автора, правит не самовластно, а совместно с советом дружины. Идеаль­ный князь обладает мудростью, милосердием, вершит суд «по прав­де» — по закону.

—«Слово о полку Игореве» (XII в.). Величайший памятник древне­русской литературы передавал идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержал призыв к объединению.

—«Моление Даниила Заточника» (1229). Автор развил идеи кня­жеского правления, близкие идеям Владимира Мономаха.

В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Для укрепления авто­ритета московских государей широко использовалось теологическое обоснование происхождения власти. Теория «Москва — Третий Рим» (после Рима и Константинополя) монаха Филофея доказывала законо­мерность возвышения власти князя Московского как защитника истин­ной веры.

Сама же православная Русь признавалась подлинным оплотом истинной христианской веры. Царь — наместник Бога и его слуга. Он вправе требовать безусловного повиновения со стороны подданных, но одновременно царь выступает хранителем и защитником православных традиций.

 

Политическая мысль России XVII-XVIII вв.

XVII в. в истории России — это период укрепления централизован­ного государства и постепенного становления абсолютной монархии. Этот процесс получил отражение в политической мысли, в которой стали преобладать абсолютистские тенденции, но в то же время обозначился переход от религиозной к светской идее государственной власти.

Одним из ярких представителей политической мысли XVII в. был Юрий Крижанич, который разделял формы правления на правильные и неправильные. К правильным он отнес — неограниченную монархию с мудрым царем на троне; боярское правление; общевладство, т. е. республику.

Мыслитель считал, что на­иболее совершенной является первая форма правления, поскольку она позволяет обеспечить покой в стране, согласие в народе, справедливость и общее благо.

Соответственно, к неправильным формам он отнес тира­нию, олигархию и анархию.

Политическая мысль XVIII в. находилась под сильным влиянием ев­ропейского Просвещения. Но эти идеи были восприняты своеобразным образом.

Если в Европе теории естественного права и общественного договора стали основой для обоснования свобод индивида и ограничения королевской власти, то в России они были использованы для обоснова­ния идеологии абсолютизма.

Концепция монархической власти приобрела более светский характер, для чего были использованы положения теории «общественного договора», правда, соединенные с аргументами ее богоустановленности.

Видным идеологом просвещенного абсолютизма был первый русский ученый историк и географ Василий Никитич Татищев. Его взгляды на происхождение государства имели в своей основе идеи общественного договора.

Он считал, что первой формой сообщества была семья, где про­стейшей формой договора был договор между мужем и женой, который поставил мужчину во главе семьи. Подобные патриархальные отношения лежат в основе монархии, где монарх — отец, а подданные — его чада.

Патриархальные и договорные аргументы приводились и в защиту инсти­тута крепостного права. Власть господина над его холопом уподоблялась родительской власти.

В конце XVIII в. в российской политической мысли начинают офор­мляться различные течения.

Выразителем интересов консервативно настроенной аристократии был историк и экономист князь Михаил Ми­хайлович Щербатов. Выступая против крайностей самодержавной власти, он считал необходимым осовременить монархию. Его полити­ческий идеал — аристократическое (дворянское) государство, в котором монарх делит власть с «благородным» сословием. Власть монарха также ограничена «основательными законами». В противном случае мо­нархия может превратиться в самовластие.

Истоки либерального течения общественной мысли связаны с име­нами книгоиздателя и общественного деятеля Н. И. Новикова, первых русских профессоров права И. А. Третьякова и С. Е. Десницкого.

Публицистика и издательская деятельность Нико­лая Ивановича Новикова способствовали формирова­нию критического отношения к самодержавно-крепостническому строю.

Либеральный подход к вопросу организации верховной власти связан с именем Семена Ефимовича Десницкого. Сторонник идеи разделения властей, он полагал, что законодательная власть должна осу­ществляться монархом совместно с представительным органом, избира­емым всеми сословиями, — Сенатом.

Радикальное течение русского Просвещения XVIII в. представлено Александром Николаевичем Радищевым. Свой протест против крепостничества он аргумен­тировал ссылками на естественное право, согласно которому все рожда­ются равными и свободными. Естественные права включают в себя за­щиту жизни и собственности, вольность. К числу естественных прав относится и право народа на восстание. Народ впра­ве расторгнуть общественный договор и даже казнить государя, кото­рый не исполняет своих обязанностей. Самодержавие, в оценке А. Н. Радищева, — наихудшая форма правления. Сторонник демократии, он выдвинул идею «народного правления», примеры кото­рого ему виделись в организации власти в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Будущее России мыслитель связывал с народной республикой — объединением самоуправляющихся общин и вольных городов, в которых решения принимаются на вечевых собраниях. Вы­сшим государственным органом должен стать Собор, состоящий из выдвинутых народом «великих мужей».

 

Основные направления развития российской политической мысли XIX — начала XX в.

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром поли­тических идей, рассматривающих будущее России.

Либеральная поли­тико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского. Он обосновал не­обходимость проведения реформ в стране, которые, в частности, пре­дусматривали постепенную отмену крепостного права, конституционное ограничение императорской власти, принцип разделения властей, свобо­ду печати, публичное ведение судебных дел.

С декабристов начинается история революционного движения в России. Политическая идеология декабристов была представлена дву­мя течениями.

Умеренное течение исходило из целесообразности огра­ничения самодержавия конституцией и законодательной властью — Народным вече. Идеологом этого направления был Никита Михайлович Муравьев.

Радикаль­ное направление требовало упразднения монархии и установления рес­публики. Основные программные положения этого течения были изло­жены Павлом Ивановичем Пестелем в «Русской правде». В духе идеологии Просвещения он заявлял, что правительство утверждается для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

Ответом на распространение идей либерализма стала офици­альная идеология охранительного консерватизма. Известный историк и журналист Николай Михайлович Карамзин считал, что любое огра­ничение императорской власти в России будет иметь своим последс­твием общественную нестабильность.

Идея единения царя и народа получила обоснова­ние в концепции министра просвещения Сергея Семеновича Уварова. Его представление об исконно национальных началах, делавших Россию страной неповторимой и не нуждающейся ни в каких реформатор­ских влияниях Запада, было выражено в формуле «православие, само­державие, народность». Сформулированная триада легла в основу официальной идеологии, которая впоследствии получила название те­ории официальной народности.

В 1840-х гг. XIX в. оформляются два основных полюса обществен­но-политической мысли России — западничество и славянофильс­тво.

Эти течения стали своеобразной реакцией интеллигенции на про­цессы капиталистической эволюции России. Спор между сторонниками разных лагерей затрагивал такие ключевые вопросы, как желательность или нежелательность развития России по пути, пройденному странами Запада, должна ли Россия заимствовать утвердившиеся здесь формы ор­ганизации экономической и политической жизни или следовать своим самобытным традициям и ценностям.

Западники крити­ковали российскую действительность и отстаивали необходимость ее развития по западноевропейскому пути. Среди известных западников либеральной направленности были следующие: Тимофей Николаевич Грановский, Сергей Михайлович Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин.

Славянофилы связывали обновление России с отказом от копирова­ния «непрактичных» идеалов Запада. История Запада, с их точки зре­ния, — это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности.

Особый путь России определяется православием, общиной и соборнос­тью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу. К чис­лу известных славянофилов относятся Алексей Степанович Хомяков, Константин Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Василье­вич Киреевский. Идеям славянофильства нельзя дать однозначной оцен­ки.

Самой влиятельной революционной доктриной второй половины XIX в. было народничество. У его истоков стоял А. И. Герцен, Н. П. Ога­рев и Н. Г. Чернышевский, но окончательно народническая идеология оформляется в 1860-70-х гг. Александр Иванович Герцен стал родона­чальником русского социализма. Он был одним из первых российских за­падников, но разочаровавшись в Европе, в которой, по его мнению, трудя­щиеся так и не приобрели свободу, обосновал идею особого пути России к социализму. Под социализмом понималось воплощение в общественном устройстве принципов социального равенства и справедливости, полити­ческой демократии. А. И. Герцен, как и последующие народники, считал, что Россия в своем развитии может миновать капитализм, а потенциал для социалистических преобразований заложен в крестьянской общине. Дру­гими словами, особый путь России — это крестьянский, общинный соци­ализм.

Во второй половине XIX в. полемика с революционным народничеством, славянофилами и охранительной идеологией российского самоде­ржавия дала новый импульс к развитию либеральной политической мысли.

Самым влиятельным идеологом классического либерализма был правовед Борис Николаевич Чичерин, который сформулировал основные пункты либеральной программы, которая должна была восстановить в России нарушенное равновесие между народом и правительством: свобода со­вести; свобода от крепостного состояния; свобода общественного мне­ния; свобода книгопечатания; свобода преподавания; публичность всех правительственных действий и, прежде всего, бюджета; публичность и гласность судопроизводства. Спасение России Б. Н. чичерин видел в развитии правового государства и замене самодержавной власти консти­туционной монархией. В своей концепции правового государства он раз­вил положение о нравственном начале государственной власти, которое находит воплощение в самом предназначении государства — осущест­влении общего блага.

В отличие от западноевропейской традиции либерализма, российский правовед ставил акцент не столько на права личности, сколько на ее гражданские обязанности — на необходимость ограничения своеволия и подчинение законам. Повиновение закону — это признак гражданственности и условие свободы. Власть, закон, сво­бода и общая цель — четыре основных элемента, которые, по мысли Б. Н. Чичерина, лежат в основе общества.

Другой известный представитель либерализма — Павел Иванович Новгородцев — считал, что верховная власть в правовом государстве должна быть основана на двух предпосылках — суверенитете народа и принципе индивидуализма. Под последним он понимал не просто гарантии только политических и экономических свобод, а нечто большее: свободу самопроявления и свободу утверждения каждой личностью своей неповторимости. Между правом, государством и отдельной личностью существует договор относительно неотчуждае­мых прав личности. Гарантиями этих прав являются закрепленные в конституции принципы народовластия, парламентаризма и разделения функций между ветвями власти. Функции защиты интересов граждан могут выполнить и различные ассоциации граждан, включая и полити­ческие партии.

П. И. Новгородцев доказывал, что свобода личности ока­жется пустым звуком без соответствующих материальных условий. Го­сударство должно гарантировать право на труд, социальное страхование и профессиональные организации для людей, работающих.

На рубеже XIX-XX вв. широкую известность получили религиозно-нравственные концепции государства и политики. Модернизировав идеи христианства применительно к новым общественным задачам — В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев — обосновали свое видение общественного идеала.

Их по­зиции объединяло непринятие политического радикализма и всех форм насилия как средства осуществления земной «правды», обоснование гла­венства нравственного начала над политической сферой, рассмотрение социальных институтов, в т. ч. и государства как воплощения личностно-человеческого и общечеловеческого смысла.

Центральное положение философской доктрины Владимира Сергеевича Соловьева о всеединс­тве — объединении всего мира с Богом и становления богочеловечест­ва — включало в себя и идею утверждения новой формы власти — «свободной теократии», путь к которой лежал через слияние Всемирной монархии и Вселенской церкви.

В 1890-х гг. политический идеал В. С. Соловьева претерпел изменения и эволюционировал в сторону концепции правового («правомерного») государства. Сущность правового государства рассмат­ривалась философом через взаимосвязь таких категорий, как нравствен­ность, равенство, свобода, справедливость, право, власть.

Начиная с 90-х гг. XIX в. в России получает распространение марксизм, причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентиро­ванный на революционную борьбу (Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин), и реформистский, или так называемый «легальный» марксизм (Петр Бернгардович Струве).

Сторонники последнего направления, не приняли его идею о неизбежности революции и необходимости диктатуры пролетариата. После 1917 г. революционный марксизм в интерпретации В. И. Ленина стал официальной идеологией СССР и методологией исследования для ученых-обществоведов.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем совпадают и чем отличаются политические идеи Платона и Аристотеля?

2. Что нового в представлениях об идеальной форме государства по­явилось в Древнем Риме?

3. В чем, по вашему мнению, состоит вклад Н. Макиавелли в разви­тие политической мысли?

4. Чем отличаются трактовки общественного договора, данные Т. Гоббсом и Дж. Локком?

5. Сем отличаются представления об общественном договоре Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо?

 

10.Какие основные идейно-политические течения сформировались в Новое время?

11.В чем различия теории разделения властей Дж. Локка и Ш. Мон­тескье?

12.В чем суть марксистского понимания политики?

13.Охарактеризуйте основную проблематику политической мысли Древней Руси.

14.В чем проявилось влияние идеологии европейского Просвеще­ния на политическую мысль России?

15.Чем отличается теория официальной народности от концепции славянофилов?

16.В чем суть религиозно-нравственной концепции политики В. С. Соловьева и Н. А. Булгакова?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: