Политические учения средневековья




Лекция 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Развитие политической мысли в древности и Античности

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности — периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств — восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.

С II и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с древности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. ( Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки.)

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией.

Китайский философ Конфуций отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его уче­нию, государство возникает из объединения семей и уподобляется се­мье, где император — отец, заботящийся о своих подданных — детях. Конечная цель государственной власти — достижение общего блага. Политический идеал древне­китайского мыслителя — власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

В греческой философии проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму справедливости, добра, общего блага.

Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» - город-государство гражданской общины. Применялись такие термины, как: «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания».

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Платон и Аристотель анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении знающих - философов, о профессиональном характере политической деятельности.

Аристотелю принадлежит идея естественного происхождения государства, обоснование смешанной формы правления - политии.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей.

В Древнем Риме на политическое знание оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости.

Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» - res publica, воплощение общего интереса, справедливости и права. Принцип номократии - верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, соединяющая в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В Античности в рамках философского знания развивались политические теории, изучавшие сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.

Политические учения средневековья

В средние века (период с конца V-XV вв.) политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия, власть понималась как божественная по происхождению.

Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Августин Блаженный (354-430 гг.) разделял «Град земной» (власть светского правителя) и «Град Божий» (власть Церкви). Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274 гг.) в работе «Сумма теологии» раскрыл иерархию правовых норм. На вершине системы права - «вечный закон» - это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая отдельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует также человеческий закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Однако в средние века возник ряд новых идей, а главная из них - отделение духовной власти от светской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: