В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»




СООБЩЕНИЕ

Тема: «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«БОС- ЗДОРОВЬЕ – УЧИМСЯ И ОЗДОРАВЛИВАЕМСЯ»

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

 

Подготовила:

воспитатель

первой категории

Востругина Н.Ю

для ГМО воспитателей

коррекционных групп города

заседание № 3

 

г. Кумертау, 2014

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья.

Дошкольное детство - период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным результатам.

Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

На протяжении последних 40 лет в России успешно развивается информационно-коммуникационная технология «БОС - Здоровье» (БОС- Биологическая Обратная Связь), которая с успехом применяется более чем в 8000 учреждений образования и здравоохранения.

Отечественная инновационная ИКТ «БОС — Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление населения и повышать эффективность образовательного процесса. Существенное улучшение здоровья население отмечается уже через полгода-год с момента начала применения технологии, а повышение эффективности образовательного процесса наблюдается практически сразу.

В 2009 году в ИКТ «БОС-Здоровье» произошёл научный и технический прорыв, который позволяет теперь быстро и дешёво внедрить данную технологию в систему дошкольного и общего образования в России.

Основываясь на новых технологиях «БОС-Здоровье» с 1 октября 2009 года Российская Ассоциация Биологической Обратной Связи, ЗАО Биосвязь и НОУ «Институт БОС» за собственные средства провели Общероссийскую Акцию «БОС — Здоровье Детям — Учимся и Оздоравливаемся» для дошкольных образовательных учреждений 34 регионов страны.

Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 летнего возраста, поэтому в процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

Автор технологии Александр Сметанкин утверждает, что использование технологии «БОС – Здоровье» позволяет решать следующие оздоровительные задачи:

Ø Снизить заболеваемость ОРЗ и гриппом в осенне-зимний период;

Ø Гармонизировать работу дыхания и сердечно - сосудистой системы, что позволяет избежать трудности в овладении речью и подготовить детей к школе;

Ø Сформировать навыки, необходимые для восстановления, сохранения и укрепления здоровья детей.

Ø По мнению авторского коллектива проекта, применение технологии «БОС - Здоровье» обеспечивает у большинства детей:

Ø Значительное улучшение способности к обучении

Ø Усиление концентрации внимания на занятиях;

Ø Положительную динамику в поведении детей;

Ø Повышение адаптации детей к стрессовой ситуации;

Ø Позитивное отношение детей к здоровому образу жизни.

К частным педагогическим задачам при использовании «БОС»относятся:

1. Формирование у детей навыка здорового образа жизни;.

2. Оказание общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм ребенка, нормализация его внутреннего физиологического состояния.

3. Использование способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных упражнений.

4. Повышение мотивации к обучению.

В основе технологии “БОС - Здоровье Детям – Учимся и Оздоравливаемся” лежит дыхательная гимнастика по методу А. Сметанкина. Плюс добавляется образовательный компонент с использованием компьютера (математика, азбука, окружающий мир).

Для того чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.

Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях является включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности.

Применение игры является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.

Учебно-электронные пособия – «Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир» дают возможность ребенку 3-7 лет изучать материал в ритме оптимального дыхания – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1.5 секунды, а выдох - 3.5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Ценность данной технологии в том, что материал представлен в соответствии с образовательной программой воспитания и обучения детей в детском саду.

Например, ребенок знакомится с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и голос произносит «дерево высокое», а ребенок делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа. Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что в свою очередь дает возможность организовать подготовку к школе на высоком уровне не только без потери здоровья, но и без потери интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.

Примерная структура проведения занятий Здоровья:

1 часть. Вводная (теоретическая). Беседа о здоровом образе жизни, необходимости правильного дыхания - длительность ее составляет 5 – 7 мин;

2 часть. Учебно - оздоровительная, которая включает в себя:

· формирование навыка диафрагмально – релаксационного типа дыхания без прибора, на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК;

· обучение дыханию с использованием слушания релаксационной музыки;

· выполнение учебных задач образовательной программы – длительность составляет 12 – 15 мин;

3 часть. Заключительная.

· профилактика зрительного утомления при работе с ПК – упражнения для глаз;

· развитие зрительного восприятия, использование упражнений для снятия физического и психического напряжения,

· совместное обсуждение результатов собственной деятельности – длительность третьей части составляет 5 мин.

Автор технологии Александр Сметанкин утверждает, что использование технологии «БОС – Здоровье» позволяет решать следующие оздоровительные задачи:

Ø Снизить заболеваемость ОРЗ и гриппом в осенне-зимний период;

Ø Гармонизировать работу дыхания и сердечно - сосудистой системы, что позволяет избежать трудности в овладении речью и подготовить детей к школе;

Ø Сформировать навыки, необходимые для восстановления, сохранения и укрепления здоровья детей.

Ø По мнению авторского коллектива проекта, применение технологии «БОС - Здоровье» обеспечивает у большинства детей:

Ø Значительное улучшение способности к обучении

Ø Усиление концентрации внимания на занятиях;

Ø Положительную динамику в поведении детей;

Ø Повышение адаптации детей к стрессовой ситуации;

Ø Позитивное отношение детей к здоровому образу жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, технология «БОС - Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышает устойчивость к стрессу, улучшает внимание и память, в результате чего снижается заболеваемость.

А так же применение здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье» - учимся и оздоравливаемся положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание, снижает заболеваемость, повышает мотивацию к занятиям, использование электронных пособий содействует интеллектуальному развитию ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1. И.М. Бушнева, И.М. Якунина, Е.А. Мартынова и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2010. – 250 с.

2. 2. Выдержки из лекционного материала курса повышения квалификации “Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС – Здоровье” для системы дошкольного и общего образования”

3. Интернет-ресурсы:

https://www.biosvyaz.com/programs.php?page=3

https://flash.biosvyaz.com/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: