Социология – наука об обществе. Само общество есть результат взаимной деятельности и связи людей, а человек не только основной элемент общества, но и продукт общества и его законов. Именно объединение людей делает общество таким, какое оно есть.
Дать определение человеку, открыть законы его существования очень не просто. Философия, к примеру, пытается это сделать уже два с лишним тысячелетия и таких определений-попыток существует достаточно много: «человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens). К.Маркс определял человека как животное, производящее орудия труда; Г.Гегель – как млекопитающее с мягкой мочкой уха (в шутку конечно); Ф.Ницше – как животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.
Первая трудность в определении – двойственная природа человека, имеющего и свои особые социальные качества, и такие, которые объединяют его с другими живыми существами. Прежде всего, человек есть существо биологическое, продукт длительной эволюции.
Большинство антропологов считает, опираясь, в том числе и на данные археологических и палеонтологических раскопок, что около трех миллионов лет назад от австралопитековых приматов-гоминидов отделилась ветвь предков человека, наиболее древним из которых был homo erectus – человек выпрямленный. Около двух миллионов лет назад его сменил homo habilis – человек умелый, изготавливавший первые примитивные каменные орудия. Дальнейшая эволюция приводит к появлению примерно 300-200 тысяч лет назад прогрессивной ветви древних людей – неандертальцев, которые как вид исчерпали себя, исчезнув, возможно не без помощи другой прогрессивной ветви – кроманьонцев, примерно 20 тысяч лет назад. Из общего инкубатора человечества Африки, примерно 40 тысяч лет тому вышли наши предки, европейские сапиенсы- кроманьонцы. Они создали богатую культуру позднего палеолита и мезолита – уникальные произведения наскальной и пещерной живописи, они осуществили неолитическую революцию, перейдя от бродячего образа жизни охотников и собирателей к оседлому образу жизни земледельцев и животноводов. Таким образом, параллельно с прогрессом биологической организации, возникает и совершенствуется культура и социальная организация. Что же послужило основой резкого эволюционного скачка?
|
Несомненно, первым толчком было прямохождение и освобождение кисти верхних конечностей. Расширение функций кисти стимулировало возникновение и развитие больших полушарий головного мозга. Важным условием прогрессивной эволюции человека явился коллективный образ жизни и отсутствие узкой природной специализации. Среди млекопитающих человек – наименее специализированный вид и по этой причине он оказался тотипотентным (лат. totus – весь и potential – сила, способность реализовывать многие возможности).
Индивидуальная приспосабливаемость не только за счет внутренних биологических потенций предопределили его видовую эволюцию. Соревнуясь с другими видами, человек стал использовать не только свои биологические возможности, но и внешние элементы изменяемой им среды обитания. Чтобы быстрее передвигаться использовал сначала других животных (лошадь, осла, верблюда, слона), а потом изобрел машины (автомобиль, самолет, корабль). Слабое зрение компенсировал очками и микроскопом и т.д. Труд ограничил морфологические возможности в биологической специализации и видовой дифференциации и выделил человека в отдельную группу. Это позволяет говорить, что человек есть существо биосоциальное или социобиологическое.
|
Как биоорганизм человек представляет собой метаболическую систему, способом существования которой является обмен веществ между организмом и природной средой. При этом, человек и среда влияют друг на друга. Как биоорганизм человек имеет способность адаптации к среде обитания, но и приспособление, изменение этой среды. Человек создает практически новую среду обитания. Все биоорганизмы проявляют активность, но у человека и этот признак имеет социальный характер и проявляется через деятельность – вид активности, направленной на такое изменение внешней среды, чтобы получился продукт (материальный или духовный). Общение – коммуникация, обмен идеями, эмоциями и материальными предметами. Поведение – активность, направленная на изменение состояния субъекта, его позиции в обществе и к обществу.
Индивид рождается человеком только по биологическому строению, а не по поведению, психологическим и умственным способностям. О том, что человек есть существо биологическое, лишний раз подтверждает существование медицины – практического раздела биологии. Сегодня уже доказано, что, например, дополнительная хромосома (21) вызывает синдром Дауна, а отсутствие Х-хромосомы – болезнь Шерешевского-Тернера и т.д. Любое нарушение структуры хромосом приводит к появлению различных патологий, а мутации отдельных генов ответственны за ряд болезней. Индивид подчиняется во всем своем существовании и развитии законам органической формы движения материи: рождение, метаболизм, размножение, смерть. Генетически запрограммированы: долгожительство, темперамент, особенности строения органов чувств. Генетика человека предопределяет и индивидуальное поведение, проявляясь через врожденные инстинкты, безусловные и условные рефлексы.
|
Собственно, это и есть тот небольшой природный багаж, с которым рождается слабое, физиологически недоразвитое, совершенно неприспособленное к агрессивной внешней среде человеческое существо. Человеческий детеныш рождается с большим объемом головы, неспособным к передвижению, самозащите и обеспечению себя пищей. Свойственные человеку рефлексы и инстинкты, биологические потребности (голод, жажда и т.д.), удовлетворяются социальным способом. Большинство человеческих особей обладает потенциалом социальности - включения в жизнь общества, который реализуется только в особой культурной среде – общности. То есть, человек может стать человеком только в обществе людей. Бионачало устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в их пределах люди обладают высокой приспособленностью: они усваивают такие образцы поведения и создают такие социальные институты, которые либо позволяют биологическим силам управлять человеком (семья), либо подавляют их (религия), либо помогают найти компромиссный вариант (образование).
В целом, соотношение биологического и социального – вопрос давних и неоконченных дискуссий – чего больше в человеке и какое начало господствует, но в предлагаемом материале будем исходить из предположения о некоем равновесии двух начал.
Человек – существо общественное. Он стремится к общению с себе подобными. Человеческий детеныш может выжить только под патронажем взрослых и в обычных условиях, несвободен от них до 16 – 18 лет. Включение его в социум и сам процесс «очеловечения» носит исключительно искусственный характер, его личность формируется только в среде других людей.
Человек – существо абстрактно и рационально мыслящее. Обладая фантазией и ассоциативностью мышления, он умеет выстраивать логические мыслительные цепи, что определяет еще одну его особенность – способность к творчеству. Но все эти исключительные качества не даны ему изначально. Реализовать эту возможность должен сам человек в рамках общества и при помощи общества.