Лекция 2. Экономика первобытного общества.




Этот период начался вместе с появлением человека и господствовал на земном шаре до V – IV тыс. до н. э.

Но история экономики охватывает не весь этот период, а ту его часть, которая начинается с изготовления орудий труда (40 тыс. лет до н. э.).

Первые орудия труда носили универсальный характер. Они предназначались для выполнения самых различных трудовых операций.

Первоначально главной формой трудовой деятельности было собирательство пищи. С изобретением каменного топора и копья основным занятием становится охота.

Изобретение способа добывания огня позволило перейти к изготовлению более совершенных орудий труда (на основе лучшей обработки дерева, камня и глины). Орудия труда дифференцируются, а это ведет к дифференциации и специализации видов трудовой деятельности.

На основе применения лука и стрел охота становится более успешной и обеспечивает людей большим количеством пищи. Постепенно люди начинают не только убивать зверей, но и ловить и приручать их. На базе приручения животных развивается скотоводство. Сначала человек приручил собаку, которая стала сопровождать его на охоте. Затем были приручены свинья, коза, крупный рогатый скот и лошадь.

Совершенствование орудий труда позволило перейти от собирательства к возделыванию отдельных культур. Возникает земледелие. Наиболее древними из современных культурных растений являются пшеница, рис, рожь, кукуруза, лук, капуста, лен, хлопок.

Использование прирученных животных обеспечило переход от примитивного земледелия к пахотному земледелию (с использованием тягловой силы животных).

Развитие производительных сил привело к возникновению строительного дела (сооружение жилищ-шалашей, землянок, свайных построек, жилищ со стенами и крышей), производства одежды, предметов домашнего обихода, гончарных изделий. Появляются первые средства передвижения – волокуши, сани, лодки, парус, изобретается колесо.

Первой формой организации труда первобытных людей была простая кооперация, т.е. такая форма, при которой более или менее значительное количество людей участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда. Это создавало большую производительную силу, чем простая сумма составляющих её единиц.

В дальнейшем первобытные люди научились плавить и обрабатывать металлы и создавать из них орудия труда (медь, бронза, железо). Переход к изготовлению и применению в производстве орудий труда из металла ознаменовал переход к разложению первобытного строя.

С развитием производительных сил изменяются и отношения между людьми в процессе труда (общественно-экономических отношений).

Первой формой таких отношений был род 1, объединявший группу людей, связанных кровным родством. Роды объединялись в племена. Но, несмотря на наличие племенных объединений, основной хозяйственной единицей был род, родовая семья, родовая община. В зависимости от экономической роли женщины и мужчины на различных этапах родового строя формой родовой общины был либо материнский род (матриархат), либо отцовский род (патриархат).

 

1 В дородовой период существовало первобытное человеческое стадо.

Господствующее положение женщины в период матриархата было обусловлено тем, что основные средства существования добывались женщинами, занимавшимися мотыжным земледелием, собирательством. Женщины вели общинное хозяйство, создавали и хранили общинные запасы.

Приручение диких животных, кочевое скотоводство по мере развития производительных сил повысили роль мужчины. Этому же содействовал и переход от мотыжного к плужному земледелию. В результате снижения экономической роли женщины и превращение мужчины в главного добытчика средств к существованию произошел переход от матриархата к патриархату, и счет родства стал вестись по отцовской линии.

Коллективный характер труда первобытных людей определял и характер присвоения производимых продуктов – коллективный. В общинной собственности находились земля, инвентарь, лодки, жилые постройки и т.д. В родовой общине наряду с общинной собственностью появляется и личная собственность членов общины на некоторые виды личного оружия, необходимого для самозащиты, отдельные бытовые предметы – одежда, украшения. Но и личная собственность была связана с общиной и основывалась на ней.

В первобытный период существовало достаточно разнообразное хозяйство: охота, земледелие, скотоводство, изготовление орудий труда и предметов домашнего обихода и т.д. Но прочного и устойчивого разделения труда внутри общины не было. Существовало лишь естественное разделение труда по полу и возрасту (половозрастное). Распределение труда между различными видами деятельности осуществлялось советом старейшин. Отсутствие закрепленного разделения труда позволяло свободно перебрасывать рабочую силу с одного вида занятий на другое, а значит сосредоточить её на том участке, который в данный момент был особенно важен.

Производство в первобытный период носило самодовлеющий, натуральный характер – продукты производились для непосредственного потребления. Каждая община жила за счёт того, что сама добывала. Внутри общины существовало уравнительное распределение, обусловленное общинной собственностью. Кроме того, в условиях низкого уровня развития производительных сил это был единственный способ обеспечить выживание общины в целом. Выделение дополнительной пищи отдельным членам общины, чаще молодым и сильным, было обусловлено тем, что в определённых ситуациях именно от них зависела жизнь всей общины.

Таким образом, в первобытный период коллективный труд, общинная собственность и уравнительное распределение были основными средствами выживания и сохранения жизнедеятельности каждого человека.

В этот период времени все члены общины занимали одинаковое положение в производстве и распределении. Выделение отдельных людей могло произойти только в силу их авторитета, связанного с возрастом и накопленным опытом.

По мере освоения человеком металлов происходит рост производительных сил, который породил принципиально новые явления в экономической жизни общества – прибавочный труд и прибавочный продукт. Прибавочный продукт – это продукт, производимый сверх необходимого для существования общины.

Это явление тесно связано с возникновением общественного разделения труда между отдельными родовыми общинами и племенами.

Первое крупное общественное разделение труда – это разделение скотоводства и земледелия; второе – отделение ремесла от сельского хозяйства.

Появление прибавочного продукта повлекло за собой возникновение обмена.

При этом отделение ремесла от сельского хозяйства приводит к тому, что возникшее ранее производство продуктов специально для обмена, приобретает регулярный и устойчивый характер.

Регулярное товарное производство придаёт и обмену такой же характер Первоначально один продукт, произведенный для обмена (товар), непосредственно обменивался на другой товар без соблюдения каких-либо пропорций: ненужный товар обменивался на нужный. Но постепенное для облегчения и упорядочения обмена люди начинают применять единый эквивалент. На начальных этапах развития обмена в качестве такого эквивалента у разных народов использовались разные товары – скот, меха, ракушки и т.д. Но постепенно эта роль начинает переходить к металлам.

Развитие товарного производства сыграло важную роль в разложении первобытных отношений. Развитие производительных сил привело к тому, что отдельные члены общины получили возможность производить всё необходимое им своими силами. Появилась тенденция к индивидуализации производства. Необходимость общего труда, как средства выживания стала постепенно исчезать. Индивидуализация производства привела к возникновению частной собственности на средства производства.

С изменением характера производства в составе родовой общины возникает и постепенно выделяется новая общественная меткаиндивидуальная семья. Со временем родовая община распадается и появляется соседская община. Она состояла из людей, объединенных не родственными узами, а территориальными связями. У земледельческих народов появляется сельская община, у скотоводческих – кочевая соседская община.

От различий в формах существования соседской общины зависело то, каким образом и в каких формах начинали складываться новые отношения, основанные уже на частной собственности. У многих народов общинные отношения сохранялись ещё длительное время, сосуществуя с новыми отношениями, а у отдельных народов сохранились до настоящего времени.

Развитие обмена и частной собственности приводит к возникновению рабства. Первым источником рабов были межплеменные столкновения. Они

происходили и раньше, но пленных убивали. Теперь же стало выгодно заставлять пленных работать в качестве рабов.

Первые рабы начали появляться ещё в период патриархата, поэтому и рабство той же эпохи принято называть патриархальным. Рабский труд не мог ещё полностью заменить труд свободных людей (из-за низкой производительности), который продолжал составлять основу производства. Труд же рабов играл подсобную роль.

Возникновение обмена, частной собственности и рабства привело к появлению имущественного неравенства. Постепенно формируется богатая и влиятельная верхушка общины – аристократия, стремившаяся использовать членов общины и общинное хозяйство для своего обогащения. В конце концов она захватывает все земли и объявляет членов общины – "сидящими" на их земле.

Все перечисленные изменения привели к разложению первобытного общества, хотя его пережитки сохранялись ещё достаточно долго, а у некоторых народов до сих пор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: