Прочитайте приведенный ниже фрагмент из пьесы «Вишневый сад» и выполните задания.




О сюжете.

В основе сюжета — продажа дворянской усадьбы, драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства. буржуазии и интеллигенции.

О композиции.

Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт — надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт — нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт — герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы — вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт — расставание с прошлым, отъезд, прощание.

1. СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА.

Внешний, бытовой конфликт — борьба за вишневый сад; Внутренний конфликт — недо- вольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

2. ПРИНЦИПЫГРУППИРОВКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ.

Основных действующих лиц в «Вишневом саде» — четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаем об их существовании.

Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются пер- сонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее — с купцом Лопахиным, буду- щее — с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.

 

I

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА. КОМЕДИЯ «ВИШНЕВЫЙ САД»

 

Какие из перечисленных пьес написал А.П. Чехов?

А) «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка»;

Б) «Гамлет»; «Отелло»; «Король Лир»;

В) «Чайка»; «Дядя Ваня»; «Вишневый сад»;

Г) «Вишневый сад»; «Лес»; «Маскарад».

2. Выпишите имена лишних персонажей:

Алеко, Аня, Гаев, Петя Трофимов, Катерина Кабанова, Раневская.

Кто из героев занимается предпринимательством?

А) Трофимов;

Б) Гаев;

В) Лопахин.

4. Укажите правильное соотношение:

А) Бывшие хозяева вишневого сада 1) Петя Трофимов и Аня Раневская

Б) Новый хозяин вишневого сада 2) Ермолай Лопахин

В) будущие хозяева вишневого сада 3) Леонид Гаев и Л. А. Раневская

Какой жанр имеет пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»?

А) Комедия;

Б) Трагедия;

В) Драма.

6. Вишневый сад в одноименной пьесе является для автора символом:

А) будущего; В) процветания; Г) России; Д) крепостничества.

Какие из перечисленных ниже пьес написал не А.П. Чехов?

А) «Чайка»;

Б) «Дядя Ваня»;

В) «Гроза»;

Г) «Вишневый сад».

Д) «Таланты и поклонники»;

Е) «Снегурочка».

 

8. Выберите правильный вариант ответа:

А) Аня – студентка, дочь Л.А. Гаева, сестра Вари;

Б) Аня – помещица, жена Пети Трофимова, мать Дуняши;

В) Аня – дочь Л.А. Раневской, племянница Л. Гаева, сестра Вари;

Г) Аня – купчиха, жена Лопахина, мать Вари.

 

Кто из указанных ниже героев в начале пьесы приезжает в Россию из Парижа, а в конце пьесы собирается туда вернуться?

А) Аня;

Б) Варя;

В) Лопахин;

Г) Л.А. Раневская.

 

 

Чем заканчивается пьеса «Вишневый сад»?

А) Вишневый сад продан, бывшие владельцы покидают имение, забыв в доме больного Фирса;

Б) Варя выходит замуж за Лопахина, Раневская и Гаев берут у него деньги в долг и, заплатив проценты, спасают вишневый сад от продажи;

В) В имении Раневской англичане нашли белую глину, и она сдает им сад в аренду;

11. Кто из героев пьесы произносит эти слова:
«О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…»
А) Аня Б) Л.А. Раневская; В) Варя Г) Л.А. Гаев;

12. Пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехов написал
А) в 1898 г. Б) в 1901 г. В) в 1903

 

Действующие лица пьесы. Кто из них

1. Обращался к шкафу с торжественной речью?

1.

2. Съел сразу полведра огурцов?

2.

3. Имел прозвище «двадцать два несчастья»?

3.

4. С презрением относился к своей матери-крепостной крестьянке?

4.

5. Хорошо умела показывать фокусы?

5.

6. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?

6.

7. Назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

8. Говорил о себе, что у него отец мужиком был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках?

8.

9. Прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

9.

10. Говорит: «Вся Россия – наш сад!»?

10.

 

 

II

П одготовить кластеры: характеристикиобразов всех хозяев вишневого сада

 

III

 

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент из пьесы «Вишневый сад» и выполните задания.

 

Гаев. (отворяя другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунной ночи. Ты помнишь? Не забыла?

Любовь Андреевна. (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости). Весь, весь белый! О, сад мой! После темной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…

Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она.

Гаев. Где?

Варя. Господь с вами, мамочка.

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину…

 

(Входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках)

 

Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…

Трофимов. Любовь Андреевна!

 

(Она оглянулась на него)

 

Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду. (Горячо целует руку) Мне приказано было ждать до утра, но у меня не хватило терпения…

 

(Любовь Андреевна глядит с недоумением)

 

Варя. (сквозь слезы). Это Петя Трофимов…

Трофимов. Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши…Неужели я так изменился?

 

(Любовь Андреевна обнимает его и тихо плачет)

 

Гаев. (смущенно). Полно, полно, Люба.

Варя. Говорила же, Петя, чтобы погодили до завтра.

Любовь Андреевна. Гриша мой…мой мальчик…Гриша…сын…

Варя. Что же делать, мамочка. Воля божья.

Трофимов. (мягко, сквозь слезы) Будет, будет…

Любовь Андреевна. (тихо плачет). Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг? (Тише) Там Аня спит, а я громко говорю…поднимаю шум… Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?

Трофимов. Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин.

Любовь Андреевна. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Неужели вы все еще студент? (идет к двери)

Трофимов. Должно быть. Я буду вечным студентом.

 

Задания для анализа фрагмента:

 

1. Назовите авторское определение жанра произведения_________________________________________

2. Какое выразительные средство использовано в предложении «Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунной ночи» _____________________________________ _________________________________________________________________________________________

3. В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссера, актеров и художников-оформителей. Каким термином принято называть авторские указания на жесты, мимику, тип речи, паузы, обстановку действия?___________________________________________________________________

4. Назовите выразительное средство в предложении «В этой детской я спала, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось»

_________________________________________________________________________________________

5. Назовите выразительное средство синтаксиса в предложениях: «Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг? _________________________________________________________________________________________

6. Какая стилистическая фигура использована в предложении «Гриша мой…мой мальчик…Гриша…»?__________________________________________________________________________

7. Какое выразительное средство использовано в предложении «Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!_________________________________________

8. Какая форма речи представлена в данном фрагменте?_________________________________________

 

7.В чем жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»?

_____________________________________________________________________

8.Что привлекает и что настораживает вас в старых хозяевах вишневого сада?

_____________________________________________________________________

9.Можно ли видеть в Лопахине истинного хозяина жизни?

____________________________________________________________________

10.Какой глубинный конфликт, переживаемый всеми героями без исключения, приглушает их борьбу за вишневый сад?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: