Постановка темы и цели урока.




Желтухина Маргарита Владимировна,

Учитель начальных классов

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1»

П. Ульяновка Тосненского района

Ленинградской области.

(Слайд 1) Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об именах прилагательных" (3-й класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся об имени прилагательном, его грамматических признаках.

Задачи:

Познавательные: Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему), пользоваться словарями, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения.

Личностные УУД: формирование интереса к русскому языку, осознания красоты и яркости окружающего мира, развитие этических чувств, доброжелательности.

Регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи. Развивать интерес к языку, мыслительные процессы, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Оборудование:

· компьютер, проектор, экран;

· карточки для творческой работы;

· дифференцированные карточки; цветные жетоны для разбивки на группы. (Учитель может сам разбить класс на группы или по цветным жетонам)

 

 

Ход урока

Организационный этап.

- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

(Слайд 2) На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.

Постановка темы и цели урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку. Загадку читает подготовленный ученик.

(Слайд 3) Я – часть речи интересная, в мире широко известная.

Опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить.

- Догадались? Какая часть речи может так себя характеризовать? (Имя прилагательное)

- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Обобщение знаний об имени прилагательном).

- Имена прилагательные сопровождают нас повсюду.

3) Актуализация знаний. - Что мы знаем о прилагательном? Закончите предложения. (Слайд 4)

1.Имя прилагательное – это…(самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?)

2. Чтобы определить число и род имен прилагательных… (надо найти имя существительное, к которому относится это имя прилагательное)

3. Чтобы определить падеж имени прилагательного…(надо определить падеж у имени существительного, к которому относится это имя прилагательное)

4. Начальная форма имени прилагательного…(именительный падеж, мужской род. Единственное число)

- Какую цель поставим на уроке? (Обобщим и систематизируем наши знания об имени прилагательном и его грамматических признаках).

4) Операционно-познавательный этап. Словарная работа. Разминка. (Слайд 5-6)

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Вспомните правила работы в парах. (Высказываться вежливо. Один говорит, другой слушает. Работать должны оба. Если не понял – переспроси).

- Возьмите карточку желтого цвета. - Продиктуйте слова друг другу. Поменяйтесь тетрадями и карточками. Оцените работу соседа.

- Договоритесь между собой и выберите одно слово из тех, которые вы записали. Составьте и запишите с ним предложение. (Приложение 1)

 

 

-Отгадайте слова:

1) Как называется дождь, идущий при солнце? (грибной)

2) На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

3) Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

4) Какой ключ не может ни открыть, ни бить? (Нотный)

5) Каким гребешком нельзя расчесаться? (Петушиным)

6) Какой слон без носа? (Шахматный)

- Что общего у названных вами ответов? (Имена прилагательные)

(Слайд 7) - Имя прилагательное всегда связано с именем существительным. Имя прилагательное не может существовать само по себе. Оно прилагается к имени существительному, обозначая его признак.

Существительное с прилагательным

Живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде и числе.

- В словосочетаниях и предложениях имя прилагательное согласовывается с именем существительным в роде и числе. Такая связь называется «согласованием». Не зря в пословице говорится: «Вместе служба, вместе и дружба».

(Слайд 8-9) - Мы с вами знаем, что прилагательные в единственном числе изменяются по родам. - Чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

- А есть ли еще признаки, по которым можно определить род имён прилагательных? - Конечно есть. Можно определить род и по вопросу, и по окончанию (М.р (какой?) – ый, - ий, ой); (Ж.р. (какая?)- ая, яя); (Ср. р (какое? – ое, ее) - Род имён прилагательных – это изменяемый признак. - Обратите внимание! Вопрос от имени существительного к имени прилагательному обычно подсказывает ему не только форму рода и числа, но и букву в окончании.

(Слайд 10-11) Запомните! Род имён прилагательных определяется только в единственном числе. Во множественном числе род имён прилагательных не определяется.

- У некоторых из вас, ребята на партах лежат карточки голубого цвета. Выходите только те, у кого написаны имена существительные. Теперь выходите те, у кого написаны имена прилагательные. Вам нужно найти свою пару. Почему вы так объединились? - Почему один ученик не смог найти себе пару? Определите род имён прилагательных. - У каких имён прилагательных вы не смогли определить род? (Горячие) Почему? (Мн.ч)

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ- СЛОВАМИ (Приложение 2) Проверка по слайду.

(Слайд 12) - Также имена прилагательные согласуется с именами существительными в числе.. Вспомним, по каким еще признакам можно определить число у имени прилагательного? (По вопросу и по окончанию) Ед.ч (какой ой, ей, какая ая яя какое ое,ее)

(Слайд 13-14) – От данных имен существительных образуйте имена прилагательные в единственном и множественном числе. (Доброта, смелость, ласка, активность) (Проверка по слайду)

(Слайд 15-16) - Прилагательные изменяются по падежам. Изменение имён прилагательных по падежам - это склонение.

Измените имя прилагательное «верный» по падежам.

И.п. друг (какой?) верный;

Р.п. (у) друга (какого?) _______

Д.п. (к) другу (какому?) _______

В.п. друга (какого?) _______

Т.п (с) другом (каким?) _______

П.п (о) друге (каком?) _______

5) Физминутка. (Слайд 17)

6) Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- А для чего в тексте нужны прилагательные? (Они делают нашу речь выразительной, точной, красивой) - Каким членом предложения может быть прилагательное? (Второстепенный член предложения – определение).

- Откройте учебники на с. 88. упр. 155 Прочитайте. Как можно озаглавить текст? Какой тип текста? (Описание) Почему?

Давайте поработаем в группах. (Слайд 18-19)- Вспомните правила работы в группах.

В каждой группе будут свои тексты, дополняющие сведения о пеликанах. (Приложение 3) Приложение 4.

Составьте модель текста по имеющимся у вас схемам. (Метод «Автобусная остановка». Дети работают в группах по 4 человека в течение 1 минуты, выбирая информацию из незнакомого текста. После условного сигнала (звоночек), группы меняются местами по часовой стрелке и начинают выполнение нового задания)

-В каждой группе выберите главного, кто будет презентовать вашу работу.

- Оцените работу каждой группы. Какая группа полностью справилась с заданием? Какая справилась, но не полностью? Как вы думаете, почему? Кто может помочь выполнить задание полностью? (дети помогают друг другу)

Для справки: Розовый пеликан и кудрявый пеликан - виды птиц, занесённые в Красную книгу России. «Чёрные земли» — государственный природный заповедник, образованный 11 июня 1990 года.

- Для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные? (Имена прилагательные обогащают нашу речь, делают ее образной и яркой. Наша речь становится живописной).

Прилагательные помогают нам увидеть красоту всего живого. Без прилагательных наша речь была бы скучна и невыразительна).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: