1. Объект и предмет этносоциологии.
2. Этногенез.
3. Межнациональные отношения.
4. Межнациональные конфликты.
5. Национальная политика в Российской Федерации.
Основные понятия: этнос, род, племя, народ, нация, национальность, субэтнос и суперэтнос, пассионарность, патриотизм, космополитизм, интернационализм, национализм, шовинизм, расизм, ассимиляция и консолидация, плюрализм.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ.
Этносоциология – учение о национальных общностях. Это теория, находящаяся на стыке этнографии и социологии.
Объектом этой науки является этнос (греч. ethnos – народ) –
общность особого рода, сочетающая в себе биологические и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих общими чертами (в том числе расовыми), стабильными особенностями культуры и психического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других образований (самосознание), что выражается в самоназвании (этнониме). К этносам причисляют племена, народности и нации.
Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.
1)Расово-антропологический подход основан на дифференциации человеческих рас. Подчеркивает особенности, в том числе морфологические и культурные.
2) Марксистская теорияпровозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.
3) Социокультурный подходрассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность здесь рассматривается как важный источник самодвижения и саморазвития.
|
4) Пассионарная теория этногенеза рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества – цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса – пассионарный толчок. Пассионарность – характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленная энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии – особо энергичные, одаренные, талантливые люди.
Предмет этносоциологии – происхождение (этногенез), сущность, функции различных этносов в системе сложившихся социальных отношений.
ЭТНОГЕНЕЗ.
Естественной предпосылкой складывания любого этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, общность территории утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Пример тому - сохранение идентичности некоторых этносов, которые не имеют единой территории, проживая в диаспоре (греч. diaspora – рассеяние).
Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным. Швейцарцы – нация, говорящая на нескольких языках (немецкий, французский, итальянский), в США единый этнос складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей англоговорящих, франкоговорящих, немецких, голландских и других этнических групп, как результат политической и хозяйственной необходимости.
|
Самым устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры как ценности, нормы и образцы поведения и связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Первобытная орда, состоявшая из полусотни индивидов, еще не имела характеристик, которые стали отличием этнических групп. Первобытное стадо было сообществом бродячих охотников и собирателей, не имевших постоянной территории. В группе было почти полное равенство, естественное разделение труда (по полу и возрасту), эндогамный способ воспроизводства человека и отсутствие различий между личной и общественной жизнью.
На родовой стадии существования протообщества, общественные отношения и общественная организация жизни строились на кровнородственной основе, но воспроизводство человека становится экзогамным, а значит расширяются и укрепляются связи с другими родовыми группами. Экономической основой общественной жизни становится производство и разделение труда (земледелие, животноводство, ремесла).
Племя – первая форма общности, в которой возникают и закрепляются собственно этнические характеристики. К ним относятся:
- зарождение хозяйственных связей при внутриплеменном разделении труда;
- общность постоянной территории при оседлом образе жизни;
|
- начало складывания обычаев и традиций, которые отличаются у разных племен и которые будут основой этнической культуры будущего народа;
- возникает и постепенно закрепляется осознание своей особости, отличия от других;
- общее управление на выборной основе, которое будет основой будущей политической общности.
Народ (народность) – первая форма собственно этноса со всем набором этнических характеристик:
- территориальная общность;
- политически организованная общность – государство;
- зачатки общей экономики, при господстве частной собственности с сохраняющимися как пережиток элементами собственности общинной;
- классовая дифференциация общества;
- общий литературный язык, т.е. наличие письменности;
- общая культура и начало складывания особого психического склада конкретного народа.
Нация - типичная для современности форма существования этноса. Социологи дискутируют по поводу обязательных признаков нации, но в классическом варианте обязательными считаются:
- общность территории с четко обозначенными внешними границами и без границ внутренних, препятствующих хозяйственному, социальному и политическому общению;
- единство социальной и экономической жизни на базе развитой промышленности;
- наличие общего литературного языка при массовой грамотности населения;
- общая культура в национальной форме и на профессиональном уровне;
- этническое самосознание, проявляющееся через национальную самоидентификацию. Основой этнического самосознания являются особенности национальной духовной и материальной культуры: обряды, обычаи, традиции, музыка, одежда, тип и убранство жилища, даже особенности национальной кухни. На этой основе возникают ценностные представления, определяющие ориентации и поведение людей. Именно этническое самосознание как чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп является интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности.
Известный ученый-географ и этнограф Л.Н.Гумилев определяет этногенез как результат соединения четырех факторов: геобиохимия + системология + этнография + историческая география. Этнос, по его мнению, это биосоциальная общность, порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции с положительной комплиментарностью внутри и отрицательной в отношении соседей.
Главный фактор формирования этноса, по Гумилеву - пассионарность – взрыв биохимической энергии благодаря наличию значительного количества людей, способных вопреки инстинкту самосохранения идти к поставленной цели, готовых на любые жертвы ради власти, денег, победы, открытия новой истины и т.п.
Наряду с понятием «нация» в русском языке употребляется термин «национальность», как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе. Многие исследователи считают, что в современных условиях классические нации перерастают и переросли в нации-государства – межэтнические общности, в которых на первый план выходят общегражданские качества, но и сохраняются особенности входящих в них этносов – язык, культура, традиции, обычаи. Т.е., межэтническая гражданская нация является совокупностью, сообществом граждан того или иного государства, новое качественное состояние нации.
Большие современные нации часто выступают как совокупность субэтносов – групп внутри нации, имеющих существенные особенности, главная из которых – осознание своей самобытности, отличия от всей нации. Есть несколько разновидностей субэтносов:
1) компактно проживающая часть нации, сохранившая отличия и особенности в языке, одежде, быту, обычаях и т.д. Внутри русской нации такими являются поморы (жители побережья Белого моря), казаки, сибиряки…, у французов – гасконцы, бретонцы, эльзасцы; у немцев – баварцы, швабы, саксонцы и т.д.;
2) часть нации, проживающая в инонациональной среде и не полностью ассимилировавшаяся в нацию, к которой де-факто принадлежит. Особенности такого субэтноса – не обязательное владение национальным языком, отсутствие не только территориальной, но и экономической, и политической связи с народом происхождения, хотя возможно сохранение культурных связей. Примерами таких субэтносов являются армяне в разных странах (в том числе нахичеванские в г.Ростове и области), украинцы в Канаде, турки в Болгарии и т.д. А, например, американская нация (США) целиком состоит из субэтносов, большая часть которых полностью консолидировалось в единый народ. Это потомки европейских колонистов 17 – 19 веков и африканцев, завезенных туда в 18 веке в качестве рабов на плантациях. Другие, более поздние переселенцы – итальянцы, китайцы, русские и др., в значительной степени сохраняют свою культуру и особенности психического склада;
3) существуют и субэтносы как части этноса целиком находящегося в диаспоре. Еврейский этнос до 1948 г. не имел территориально-политического и экономического единства, проживая в разных странах мира и имея существенные различия внутри себя. Немецкие, польские, русские, американские, марокканские, эфиопские и т.д. евреи имели серьезные различия в культуре, самосознании, которые в заметной мере сохраняются и после создания еврейского государства. Но теперь это уже другой тип субэтноса.
Некоторые социологи и этнографы говорят и о суперэтносе как сумме близких по происхождению, культуре (включая историческую память и религию) и территориально соприкасающихся народов. В таком плане можно говорить об арабо-мусульманском или славянском суперэтносе. Во всяком случае, восточно-славянский комплекс (ВСК – русские, украинцы и белорусы) под это определение подходят.