Не менее разнообразными являются формы враждебных, конфликтных отношений между этносами. Суть и причина такого рода отношений – стремление одного народа господствовать над другими. Иногда такая политика реализуется в отношении колоний, когда меньшинство колонизаторов угнетает большинство населения колонии. Но чаще - это господство большинства и угнетение национального меньшинства в своей стране.
Наиболее жестокой формой угнетения в принципе имеют одну основу – расизм, который имеет множество оттенков. Расизмом называют систему взглядов и положений о физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделяемых в соответствии с этим на «полноценные высшие» и «низшие неполноценные».
На основе расистских взглядов строится политическая идеология шовинизма, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь и ненависть к другим народам. Она разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. Великодержавный шовинизм – идеология и политика господствующих слоев титульной нации, стремящихся путем разжигания ненависти к инородцам, малым социальным группам упрочить свое политическое положение. Есть и немало вариантов шовинизма малых народов.
Одним из проявлений шовинизма, ставшего государственной политикой, является геноцид (лат. genos – род и caedere –убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Наиболее яркий пример геноцида – холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
|
Близкой к шовинизму по содержанию, но еще более известной идеологией, формой политического движения и формой политического режима является фашизм. Главная цель фашизма любого вида – построение сильного, предельно милитаризованного государства, борющегося за расширение «жизненного пространства» и благоденствия для избранной «высшей» расы, нации через унижение, жесточайшую эксплуатацию и даже уничтожение «неполноценного» населения в своей стране и в других государствах.
Геноцид, шовинизм и фашизм - экстремистские формы межнациональных отношений. Гораздо чаще конфликты возникают на почве элементарного национализма – идеологии и политики, ставящих интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов. Национализм провозглашает не просто самобытность своего этноса, а его исключительность, отсюда стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим народам, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма:
- этнический – борьба народа за национальное освобождение от колониального и (или) национального угнетения, за получение собственной государственности;
- державный – стремление государства воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов;
- бытовой (ксенофобия) – навязчивый страх перед незнакомыми людьми, неприятие всего непривычного,враждебное отношение к инородцам.
|
Причины межнациональных конфликтов:
- социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти;
- культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни и наоборот, навязывание, по мнению того же меньшинства, языка и культуры господствующего этноса;
- этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
- исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.);
- экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения, истощение природных ресурсов вследствие использования этой среды и ресурсов представителями иной этнической группы;
- экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;
- конфессиональные – конфликты между различными религиозными общинами по разным поводам, часто не связанным с собственно религией, но получающих религиозную окраску, различий в уровне современной религиозности разных этнических групп населения;
- культурные – зависящие от особенностей бытового поведения и специфики политической культуры народа.
Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:
- государственно-правовой – из-занеудовлетворенности правовым положением нации её элита возглавляет движение за создание собственной государственности, для чего вступает в конфликт с властными структурами государства, в состав которого входит (Абхазия в составе Грузии, или Нагорный Карабах в составе Азербайджана);
|
- этнодемографический – защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых» из-за опасности растворения этноса в результате притока иноязычного населения (конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями);
- этнотерриториальный – определение территории обитания этноса, борьба с другими претендентами на неё. (ингуши и североосетины в России, сербы и албанцы в Косово);
- социально-психологический – изменение образа жизни, нарушение прав человека. Конфликт между переселенцами (беженцами) и местным населением (проблемы месхетинских турок из Узбекистана, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтики).
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что вызывает у людей чувства растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется, когда появляется угроза существования группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия. На уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови. Включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «чужих».
Эти процессы могут привести к национализму.
Пути разрешения межнациональных проблем:
1) признание существования национальной проблемы и решение её в рамках национальной политики;
2) осознание всеми людьми неприемлемости насилия. Овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев;
3) использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации;
4) создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры;
5) организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.