Социальное поведение личности
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм.
Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).
Система ценностей формировалась на протяжении многих столетий под влиянием ряда религиозных, этических, нравственных, художественных, политических, классовых, национальных и других факторов. Субъектами ценностных отношений являются конкретный человек (индивид, личность), небольшая контактная группа людей, большая неконтактная социокультурная группа людей, “частичный субъект” и человечество в целом как “совокупный объект”.
Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. Это возраст максимальной требовательности к себе. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе. Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной её переживаний, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность. Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
|
|
Ценности в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Этническому поведению человека предшествуют мотивы, которые основаны на этнических ценностях группы. Поэтому, любое поведение, протекающее по этой схеме, будет ценностно ориентировано. В связи с этим необходимо рассмотреть категорию ценностная ориентация. Ценностная ориентация, выражая внутренний мир личности, выполняет организующую, направляющую, регулирующую индивида роль. Она приписывает человеку определенные нормы, правила, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в котором протекает его деятельность. На принятие решения, которое в дальнейшем определяет поведение индивида, оказывают влияние различные факторы. Решающее значение среди них, несомненно, имеют ценностные ориентации. Именно они организуют поведение личности по отношению к предметам объективного мира, и себя как члену общества. Под ценностными ориентациями личности понимаются стратегические доминанты её поведения, как во временном, так и в ценностном пространстве. Они определяют жизненный путь личности на достаточно длительных отрезках индивидуальной биографии и по всему объему наиболее значимых детерминант линии её поведения. То есть ценностные ориентации являются категорией, прежде всего, личностного плана. Они детерминируют поведение личности в социальной сфере. Они являются важным структурным компонентом личности, играющим в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль. Для общества система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от неё. Систему ценностных ориентаций личности формируют ценности, присущие данной культуре.
|
Разделяемые индивидами или группами людей ценности служат масштабом оценки поступков с точки зрения их соотнесения с данной системой ценностей. То есть ценность является категорией как индивидуального, так как и социального плана. Она является связующей нитью между обществом и индивидом. Ценность определяет, формирует ценностные ориентации, ибо ценностные ориентации - это своего рода направленность индивида на те или иные ценности данного общества, данной культуры. В процессе становления системы ценностей, при движении от низшего полюса к высшему полюсу развития люди в своих жизненных ориентациях расходятся по трём взаимно противоположным направлениям. В одном случае общество полностью овладевает индивидом, поглощает его целиком, и цели его жизни становятся социально-значимыми. В другом случае органическая природа индивида столь сильна, что превозмогает социальное воздействие, не позволяет подчиниться социальному порядку и животная природа человека подчиняет его личность страстью к наслаждениям. В третьем случае "осознавшая себя индивидуальность" концентрирует все свое внимание на самое себя; смыслом жизни человека становится безграничный внутренний мир "Я".