Существуют различные типологии социальных конфликтов. В зависимости от субъектов взаимодействия Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин выделяют следующие типы конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт. Даже отдельно взятый индивид, переживающий разлад с самим собой вступает в конфликтную ситуацию, если эти переживания имеют последствия для окружающих. В целом, такой конфликт представляет собой борьбу приблизительно одинаковых по силе, но разнонаправленных влечений интересов, потребностей, эмоций. Довольно часто причины и движущие силы этого конфликта не осознаются субъектом и в итоге, адаптация и интеграция личности в общество может быть затруднена.
2. Межличностный конфликт. Для этого типа конфликта характерно участие только двух субъектов взаимодействия и наличие двух ситуаций: стремление участников конфликта к реализации несовместимых целей или их конкуренция в достижении одной цели. Межличностный конфликт может иметь различные причины возникновения, но часто он появляется из-за психологической несовместимости.
3. Конфликт между личностью и группой. Как правило, такой конфликт может возникнуть между одним из членов социальной группы и группой. Множество поводов могут стать причинами конфликта данного типа. Претензии и интересы индивида не совпадающие с групповыми обычно усиливают интеграционные тенденции группы. Чаще всего такой конфликт заканчивается в пользу группы, которая либо принуждает индивида считаться со своими интересами, либо исторгает из своих рядов.
4. Межгрупповой конфликт. Участниками взаимодействия здесь выступают конкурирующие социальные группы. Причинами такого конфликта могут стать не только разные цели, к которым стремятся группы или конкуренция в достижении одной цели, но и межличностные конфликты лидеров групп, которые втягивают в конфликт остальных членов групп.
|
Типология М. Дойча включает в себя следующие типы конфликтов:
- подлинный конфликт – объективно существующий и осознаваемый участниками, не зависящий от легко изменяемых обстоятельств;
- случайный конфликт – зависит от легко изменяющихся факторов, может завершиться в случае осознания оппонентами реально имеющихся альтернатив;
- смещённый конфликт – является видимым проявлением истинного конфликта в какой-либо символической форме;
- неверно приписанный конфликт – приписывается не тем сторонам (намеренно или случайно), между которыми проявляется действительный конфликт;
- скрытый конфликт – существует в силу объективных причин латентно, то есть не манифестируется;
- ложный конфликт – не имеет объективных основ, базируется на субъективных факторах; иногда может сформировать у участников новые мотивы и трансформироваться в подлинный конфликт.
А. Рапопорт в своей типологии выделяет такие типы конфликтов как:
- конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами;
- соперничество – борьба за признание личных достижений, целью которой является приобретение лучших позиций, признания;
- конкуренция – особый тип конфликта, основная цель которого, получение выгоды;
- схватка – конфликт, в котором противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
|
- дебаты – открытое высказывание сторонами своего видения проблемы,
её обсуждение; цель данного конфликта - стремление найти компромисс;
игры - стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они не приводят к разрушению всей структуры отношений.
Функции конфликтов могут быть позитивными и негативными. По мнению профессора Мостовой И.В. позитивные аспекты проявляются через:
- разрядку напряжённости в отношениях противоборствующих
сторон;
- коммуникацию, способствующую осознанию существования своих и чужих интересов;
- консолидацию, которая позволяет в ходе разрешения конфликта по-новому воспринимать «другого», и вследствие этого сближаться в рамках какой-либо общности или ради идеи;
- стимуляцию социальных изменений;
- создание социально-необходимого равновесия, переоценки и изменения ценностей и норм, существующих в обществе, вследствие разрешения конфликта.
Разрушительная или деструктивная функция конфликтов проявляется в негативных последствиях конфликта, его разрешении на несправедливой основе. Наиболее часто возникают следующие негативные следствия конфликтов:
- угроза интеграции общества;
- ухудшение морально-психологического климата и отношений;
- снижение эффективности деятельности;
- необоснованные структурные изменения;
- истощение материальных и психических ресурсов и т.д.
Важную роль играют также диагностическая или информационно-сигнальная функция. Она даёт возможность понять суть противоречий и определить источники их возникновения. Например, конфликт в организации может возникнуть вследствие следующих причин:
|
- слабость руководства;
- недостатки в организации и стимулировании труда;
- недостатки в работе с персоналом;
- нездоровый морально-психологический климат;
- слабая кадровая работа и др.
Технология регулирования конфликтов. Многие социологи считают (Р. Дарендорф и др.), что конфликт, в принципе бесконечен, решение одной проблемы порождает новые. Разрешать можно только внешние проявления действительных причин. Другие считают конфликты процессом, состоящим из обособленных, хотя и взаимосвязанных состояний. Согласно представлениям автора общей теории конфликта К. Боулдинга, все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития, их изучение позволяет получить представление о любом типе конфликта. Таким образом, общая теория конфликта даст возможность обществу контролировать и управлять конфликтами, а также прогнозировать их последствия. Он полагал, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями с помощью изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не изменяя радикально сам общественный строй.
Существуют различные методы, применяемые в процессе урегулирования конфликтов:
- метод избегания конфликта может выражаться в уходе от встреч с оппонентом. Это не регулирует конфликт, поскольку причины остаются;
- метод переговоров помогает услышать мнение противоположной стороны, объективно оценить ситуацию;
- метод использования посредничества. Роль посредника может исполнять как частное лицо, так и организация при этом от посредника требуется наличие авторитета, профессиональной компетентности, высокого уровня интеллекта и безупречной нравственности;
- метод откладывания – временная «сдача позиций» одной из сторон. С изменением ситуации будет предпринята попытка восстановить свои позиции.
- арбитраж – это также посредничество, опирающееся на правовые нормы.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Наиболеераспространенной формой социального поведения является конформизм - следование законам, доминирующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям. Конформизм подразумевает взгляды и поведение людей, направленные на признание господствующих в обществе социокультурных ценностей, существующего социального порядка, на приспособление к нему и его сохранение. Р.Мертон опираясь в своей теории на понятие аномии, рассматривал конформизм как опору стабильности общества.
Девиантное поведение – любые действия, которые не соответствуют общепринятым социальным нормам. Девиация бывает негативной (терроризм, воровство, цинизм) и позитивной (самопожертвование, героизм, гениальность). Слабые формы негативного девиантного поведения (грубость, ложь) связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются участниками взаимодействия. К устойчивым формам девиации относят алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и др. Они наносят значительный ущерб обществу и являются социальной патологией. Специальным термином делинквенция обозначается устойчивая, негативная форма отклоняющегося поведения, преступное, наказуемое законом деяние.
К позитивным устойчивым девиациям относят поведение, помогающее преодолевать консерватизм, приносящее пользу обществу,