В существующих теориях природы девиации можно отметить одну из наиболее известных теории итальянского врача 19 века Ч.Ломброзо. В своей теории о криминальном типе он создал портрет потенциального преступника, обладающего определенными фенотипическими и физиологическими особенностями, которые предопределяют его склонность к преступному поведению. Маленькие, глубоко посаженные глаза, редкая борода, тяжелая челюсть и пониженная чувствительность к боли – биологические предпосылки девиации. Сегодня эта теория считается устаревшей, поскольку биологические объяснения девиации концентрируются в генетической предрасположенности к отклонению.
Э. Дюркгейм первым в социологии ввёл понятие «аномии» и, основываясь на нём дал объяснение девиации. Именно распад системы социальных норм - аномия (отсутствие норм), согласно его теории является основной причиной девиации. Отсутствие стабильности в обществе приводит к разрушению различных социальных процессов и связей, к распаду устоявшейся системы ценностей и как следствие, к появлению различных видов девиаций. Несмотря на то, что девиация в обществе в основном имеет отрицательные формы проявления, она приносит социуму не только очевидный вред, но и «латентную» пользу. Девиация помогает обществу осознать роль нормативно-ценностной системы, показывает необходимость изменений в обществе, ценность социальной интеграции. Другими словами, «благодаря» девиациям, общество в борьбе с социальными болезнями укрепляет «социальный иммунитет», отказываясь от старых, уже недейственных «лекарств», вырабатывает необходимый курс «лечения» и адаптационные механизмы «нового поколения», выполняющие роль реабилитационной терапии.
|
Р. Мертон, опираясь на это же понятие, развил свою «теорию аномии». Согласно данной теории, причиной девиации он считает несогласованность между целями, определяемыми социумом и средствами, предлагаемыми для их достижения. Например, применяемые средства борьбы с алкоголизмом не эффективны, и более того, иногда приводили не к решению, а к усугублению проблемы (введение «сухого закона»).
По мнению А. Коэна и др., культурные образцы являются девиантными, если они основаны на нормах другой культуры (субкультуры). Эта точка зрения отстаивается на примере субкультуры преступности. Преступник рассматривается как носитель определённой субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной российской социологии Я. Гилинский утверждает, что источником девиации на социетальном уровне является наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, а на индивидуальном уровне – социальную неустроенность.
В массовом поведении выделяют различные формы:
- распространение слухов. Слухи – информация, появляющаяся из анонимных источников и распространяющаяся при помощи неформальных каналов (т.н. сарафанное радио). Они возникают из-за недостатка информации, или в случае недоверия граждан официальной информации, которую предоставляют СМИ. Слухи бывают достоверными и ложными;
- массовая истерия – эмоционально неустойчивое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, всеобщей нервозностью и страхом. Например, «охота на ведьм» в средневековой Европе, поиск «врагов народа» в Советском Союзе в 30-50-е годы и т.д. Массовая истерия иногда выливается в панику, а в некоторых случаях в погромы.
|
-паника – форма массового поведения, для которой характерны непредсказуемые реакции людей, столкнувшихся с опасностью. Паника наступает в случае экстремальных, непривычных для человека условий, во время природных или социальных катаклизмов. Когда индивид не может повлиять на изменение ситуации при помощи доступных ему средств, у него происходит ослабление или потеря самоконтроля, появляется страх, и как следствие неадекватные реакции;
-погром – кратковременный акт насилия, совершаемый эмоционально возбуждённой и неконтролируемой толпой, как правило, направленный против определённой группы. Обычно, погром это всплеск агрессии, базирующийся не на убеждениях, а на негативных эмоциях.
-бунт – неподчинение официальным властям и включающее в себя различные формы стихийного коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения является недовольство масс.
- протест – активная организованная форма защиты своих интересов от внешних посягательств.