Методические рекомендации к фортепианным миниатюрам Р.М.Глиэра.




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского»

 

 

Методическое сообщение

 

«Фортепианные произведения Р. М. Глиэра

В репертуаре ДМШ»

 

Составитель:

Преподаватель Билинкис Л.К.

 

Рейнгольд Морицевич Глиэр

(1875 г. – 1956 г.)

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли Рейнгольда Морицевича Глиэра – замечательного советского композитора, всю свою жизнь посвятившего музыкальному искусству. Выдающийся маэстро был искренне убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал мелодию, которая должна исходить только из сердца, поэтому произведения Глиэра отличаются необыкновенной проникновенностью и трогательной лиричностью. Глиэр никогда не любил говорить о своём творчестве, но исповедью всей его жизни стали произведения, которые прославили великого музыканта на весь мир, а кроме этого его особая заслуга заключается в том, что композитор заложил основы советского балета.

Р.М. Глиэр родился в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец играл на валторне, флейте и кларнете, брат – на виолончели, сестра – на фортепиано.

Музыка постоянно звучала в их доме, так как соседи по квартире были педагоги и студенты городского музыкального училища. Они охотно занимались с мальчиком, и вскоре он научился играть на фортепиано, но особенно полюбил скрипку. В 13 лет Глиэр играет в любительском квартете музыку Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена. В 1891 году Рейнгольд поступил в музыкальное училище, но параллельно учится в гимназии, где получает общие знания.

В 1893 году на Глиэра произвели огромное впечатление концерты П. И. Чайковского в Киеве. И вот в 1894 году он стал студентом Московской консерватории по классу скрипки и композиции. Его учителя: Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов. Танеев писал: «Никто у меня не работал, так как Глиэр». Годы учебы принесли ему громадный запас знаний и впечатлений. Его начинают ценить как музыканта и человека. По окончании консерватории он получил золотую медаль и его имя, вслед за именами Танеева, Рахманинова, Скрябина и других русских музыкантов, было высечено золотыми буквами на мраморной доске при входе в малый зал консерватории.

Р. М. Глиэр в начале ХХ столетия сочиняет много разнообразной музыки: квартеты, симфонии, вокальную музыку и фортепианные миниатюры, что удается ему наиболее успешно. Он проникается идеей пропаганды искусства среди всех слоев населения, но особо пишет музыку для детей и пропадает в музыкальной школе имени Гнесиных.

Почти все фортепианные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно уверенно сказать, что наряду с С. Майкапаром, А. Гедике и Е. Ф. Гнесиной, Р. М. Глиэр явился создателем фортепианной педагогической литературы. До самых последних дней жизни он работал над обогащением детского репертуара и неслучайно его фортепианные пьесы чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.

На сочинениях Глиэра дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.

 

Методические рекомендации к фортепианным миниатюрам Р.М.Глиэра.

Одна из основных задач музыкальной педагогики – формирование исполнительского мастерства учащегося. Несомненно, успех в обучении и развитии юного исполнителя во многом определяется умелым выбором индивидуального репертуара, который играет большую роль в педагогическом процессе. Дидактический аспект подбора фортепианного репертуара предполагает его направленность в одинаковой мере как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося-музыканта, так и на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте.

Важно подбирать тот репертуар, который бы нравился учащемуся, находил у него живой эмоциональный отклик, а так же соответствовал его реальным исполнительским возможностям. Именно таким требованиям отвечает фортепианная музыка Р.М. Глиэра. Обладая яркой выразительностью, эмоциональностью, пьесы Глиэра доступны для исполнения детьми, еще не достигших профессионального мастерства. Более того, они содержат большой потенциал для развития фортепианного мастерства юного музыканта.

«Мазурка» - в пьесе несколько раз встречаются указания на замедление и ускорение основного темпа; педагог может использовать «Мазурку» в качестве удобно материала, знакомящего ученика четвертого класса с первоначальными навыками игры «rubato».

Аккомпанирующие аккорды должны звучать мягко, portamento; они совершенно одинаковы по длительности и берутся движением руки от клавиатуры.

«Ариэтта» - Ария - (итал. aria, англ. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преимущественно песенного склада, исполняющийся певцом - солистом в сопровождении оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценическим действием, ария как - бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом, ария обладает более сложным, многочастным строением. Итальянская ария, проникшая во Францию, в отличие от французской, называлась ариеттой.

В данной пьесе надо обратить внимание на длинные фразировочные лиги; перед каждой новой лигой в данной пьесе необходимо «взять дыхание», то есть снять руку с клавиатуры. Сложное искусство педализации постигается путем длительной слуховой и технической тренировки; педагог, проявляющий много терпения и настойчивости при работе над этим важнейшим пианистическим разделом, может быть уверен, что его труд не пропадет даром. Предоставление педализации на усмотрение ученика приводит, как правило, к небрежности и «грязной педали».

«Арлекин» - дети очень любят эту пьесу. Правда трудности начинаются с самого начала: пунктирный ритм, необходимость умело выиграть все форшлаги, исполнение мелодии штрихом стаккато (тт.1-8). В среднем же разделе (тт. 9-12) - услышать, противопоставить, ловко сыграть взлеты гармоний – E-dur / H-dur, Fis-dur/Cis-dur и устремиться к кульминации пьесы многим представляется довольно сложным. Но яркая образность этой пьесы помогает справиться с данными трудностями.

«Колыбельная» - пальцевое legato является одним из основных пианистических навыков, развитию которых в школьные годы надо уделять большое внимание. Умение исполнять на фортепиано напевную мелодию, «певучая манера игры», приобретается путем длительной целесообразно направленной тренировки. При этом слух ученика играет определяющую роль, но техническими исполнителями художественных задач являются пальцы.Красиво петь на фортепиано – это значит обладать связным плавным пальцевым туше, при котором «подушечки» пальцев находятся в полном контакте с клавиатурой. Педаль не должна заменять собой отсутствие полноценного пальцевого legato. Раньше следует выучить пьесу совсем без педали, следя за правильной аппликатурой и певучим туше; только при хорошем результате можно прибавить педаль как дополнительное, красочное средство выразительности.

«Вечер» - покой, и мягкий сумрак уходящего дня передаются композитором в крайних частях пьесы посредством особого колористического приема (повтор синкопированного звука фа диез в левой руке). Этот фон ни в коем случае не должен звучать назойливо. Ведущим началом является партия левой руки с ее песенной мелодией хорового типа.

«Утро» - эта поэтичная картинка – настроение написана в жанре инструментального романса. Она отличается задушевностью лирического чувства, певучестью мелодики, тонкой живописностью и тембровым разнообразием. Пьеса начинается небольшим вступлением – словно издали звучащим пастушеским напевом. Из него зарождается основная мелодия, плавно льющаяся на фоне аккордового сопровождения. Постепенно ширясь и разрастаясь, особенно при проведении в нижнем голосе, она доходит на звуке соль – диез до высшего напряжения. Внезапно наступает успокоение. Слышатся лишь звонкие трели в верхнем регистре, звучит, замирая вдали, таинственное эхо. И вновь, как прежде, словно издалека, доносится знакомый пастушеский напев, ласково обрамляющий всю эту красочную картинку. Включая «Утро» в репертуар ученика, педагог ставит перед собой задачу развить исполнительские качества, увлечь ребёнка музыкальным образом. Почувствовав верный характер художественных представлений ребёнка, педагог работает над осуществлением возникшего замысла, помогая найти нужные оттенки звучания мелодии и арпеджированного аккорда, нужный приём педализации. Значительную трудность представляет работа над трелями, изображающими пение птиц. В этой пьесе ученику нужно внимательно поработать над аккомпанементом. Повторяющиеся аккорды играются мягкой рукой с чуть закругленными пальцами; при этом не следует отрывать пальцы от клавиш. Важно уметь исполнять партию аккомпанемента отдельно от мелодии, мягко и красиво по звучанию.

«Листок из альбома» - тема в крайних частях пьесы проходит два раза; в скрипичном регистре в партии правой руки и виолончельном регистре в партии левой руки. Хорошо, если педагог вызывает в слуховой памяти ученика ассоциацию со звучанием того или иного инструмента. Это обогащает кругозор юного пианиста и развивает его музыкальную фантазию.

«Этюд» - под этим словом подразумевается произведение инструктивно-технического плана. Между тем, художественная фортепианная литература часто применяет слово «этюд» к высоко поэтичным, небольшим по размеру произведениям, например, к таким шедеврам, как пьесы под этим названием Ф. Шопена, Скрябина, С. Рахманинова. Произведение Глиэра представляет собой очень удачный образец художественного этюда, написанного для молодых пианистов. Поэтому нет нужды искать в нем какие-либо изолированные инструктивно-педагогические задачи, а следует подойти к этому сочинению как к пьесе кантиленного типа.

«Мелодия» - синкопированный аккомпанемент ни в коем случае не должен нарушать у ученика представление о длинной мелодической фразе. Чтобы избежать скандирования по слогам, следует много труда потратить на отделку партии каждой руки.

«Грёзы» - лирическое произведение в спокойном темпе, задумчивое размышление о чём – либо. Вслушиваясь в попеременное движение мелодии и аккомпанемента легко впасть «в забытье» и потерять самое главное - струящееся движение фразировки вперед.

«Вальс» - навеян лирическими воспоминаниями юности. Музыка полётная и взволнованная. Фортепианной игре вредит пассивность, приводящая к «недобиранию» звука и общей вялости игры, что противоречит гармоническому материалу произведения. Борьба с пассивностью должна выражаться во внутренней и внешней собранности, в частности в двигательной области – в нахождении более экономных, организованных движений, четкой артикуляции пассажей. При переходе мелодии в партию левой руки, ученик, как правило, замедляет темп и выбивается из формы произведения. Для преодоления данной трудности, подбираем удобную аппликатуру и проучиваем партию левой руки до уверенного исполнения, добиваемся выразительно исполненной мелодии.

«Эскиз» - важно услышать всю фактуру и не форсировать звук, работать над певучим звучанием - почти беспрерывным. Размер 9/8 и длинный охват мелодии, поиск мягкого певучего звука – трудности этого произведения.

«Прелюдия» - (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению. Прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией, это - вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Многие композиторы создавали циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Это произведение может быть с успехом включено в выпускную программу молодого пианиста, оканчивающего детскую музыкальную школу. Большая экспрессия и драматизм, яркость кульминаций и выразительность динамических контрастов делают работу над «Прелюдией» очень интересной.

Работая над произведениями Р. М. Глиэра, ученики развивают музыкальные навыки, овладевая своим инструментом – фортепиано.

 

 

Список используемой литературы:

1.Википедия.

2.«Рейнгольд Морицевич Глиэр». (Большая биографическая энциклопедия).

3. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: